Статьи по дате

The Wall Street Journal | 4 января 2001 г.

Российский президент играет на страхе

Гарри Каспаров, чемпион мира по шахматам 1985-2000 гг.

Год назад внезапная отставка Бориса Ельцина вынудила меня в канун Нового года заняться анализом его роли в российской истории. С тех пор как уходящий президент назначил своего преемника, что в российских политических условиях гарантирует победу на выборах, я попытался предсказать некоторые черты будущей политики Владимира Путина.

К сожалению, мой прогноз, основанный на том, что молодой и прагматичный российский лидер должен укрепить демократические процессы в стране, повести борьбу с коррупцией и выправить перекосы во внешней политике Бориса Ельцина, оказался лишь предновогодним самообольщением. Год спустя картина предстает нам более отчетливо.

У Владимира Путина были все преимущества, какие только мог пожелать новый президент. Его рейтинг популярности напоминает нам о первых днях пребывания у власти Ельцина, когда в Кремле царило приподнятое настроение. Резкая девальвация рубля после финансового кризиса августа 1998 года придала энергичный импульс российской экономике, ориентированной в основном на экспорт. А высокие цены на нефть позволили накопить небывалые для посткоммунистического российского правительства валютные резервы.

И все же эти огромные преимущества была растрачены впустую. Кагэбэшное прошлое президента Путина печальным образом сказалось на стиле его правления, который нельзя назвать ни реформаторским, ни собственно демократическим. Красной нитью через его внутреннюю и внешнюю политику проходит стремление сыграть на страхе - страхе россиян, что их страна подвергнется нападению со стороны враждебных сил (чеченцев, НАТО или свободных рыночников); и страхе Запада, что без сильного прагматичного лидера Россия вновь станет неуправляемой, нестабильной и потенциально агрессивной. Вместо того чтобы бороться с реальными враждебными силами внутри России, - коррупцией, невежеством и раздутым государством, - Путин умело меняет правила игры.

Несмотря на видимые успехи российской экономики, структурные преобразования так и не были осуществлены. За исключением некоторых изменений налогового кодекса, болезненные внутренние реформы тормозятся влиятельным номенклатурным лобби. Коррупция процветает, а судебная система остается слишком неэффективной, чтобы стать стабилизирующим фактором.

Тысячи российских солдат гибнут в чеченском конфликте, повлекшим за собой неисчислимые жертвы среди чеченских партизан и мирных жителей, разрушившим чеченские города и села и вынудившим сотни тысяч беженцев бороться за выживание. Первоначально рассматриваемая как антитеррористическая операция, нынешняя война Путина в Чечне превратилась в очередное деловое предприятие для российских генералов и их чеченских противников.

Новая политика Путина в отношении российских регионов представляет собой странную смесь советского Политбюро и царского правления времен Российской Империи. Чтобы сохранить за собой преимущества пребывания у власти, российские губернаторы сдались на милость центральным властям, в обмен получив еще большую власть над традиционно слабыми органами местного самоуправления. Идя по их стопам, почти все российские политические лидеры готовы поддержать любую президентскую инициативу. К примеру, идея президента Путина о возрождении советского гимна получила поддержку со стороны более 80% парламентариев.

Внешнеполитическая доктрина президента Путина - не что иное, как расширенная версия внутриполитической стратегии. И ту, и другую можно вполне определить, как "использование государств-изгоев, как рычага давления на Запад". Какие бы проблемы и какие бы угрозы российскому внутреннему спокойствию ни возникали на международной арене, президент всегда тут как тут со своим рычагом.

Вы обеспокоены северокорейской ядерной программой? Российский президент уже установил личные контакты с Ким Чен Иром и готов сыграть роль посредника на Корейском полуострове. Идет ли речь о Саддаме Хусейне, Моаммаре Каддафи или Бешаре Асаде - Путин готов предложить свои добрые услуги в отношении всех эти лидеров.

На знакомой афганской земле Путин предлагает использовать российскую военную машину для помощи в розыске Осамы бен Ладена. При этом нельзя забывать, что такое присутствие позволяет российским генералам сохранять контроль над основными путями доставки наркотиков из Афганистана в Европу через государства Средней Азии. Являясь основным поставщиком обычных вооружений и ядерных технологий, Россия может контролировать иранские военные амбиции. Безусловно, недавняя поездка Путина на Кубу для восстановления дружественных отношений с Фиделем убедительно показывает, какова геополитическая стратегия России в отношении новой американской администрации.

Стратегия Путина основана на его понимании истории. Попустительский подход Запада к гражданской войне в России в 1919 году, и Мюнхенский мирный договор, подписанный Великобританией с Гитлером в 1938 году, облегчают понимание некоторых наиболее ужасных трагедий 20-го века. В 1961 году Кеннеди удержал американскую авиацию от поддержки анти-Кастровских сил, оставив их на растерзание кубинской армии, руководимой советскими специалистами. Приободренный подобным проявлением слабости, СССР направил на Кубу свои ядерные ракеты. Кубинский ракетный кризис октября 1962 года поставил человечество на грань ядерного катастрофы.

Есть и более свежие примеры ограниченного вмешательства Запада в ключевые моменты развития кризисных ситуаций - например, первоначальная пассивность в отношении агрессивных планов Саддама в 1990 году и поддержка территориальной целостности Югославии в 1991 году. В каждом из этих случаев мораль одна и та же: своевременный ответ на подобные опасные игры со стороны противников демократии резко сокращает цену, которую приходится платить за сдерживание.

Сегодня я вижу на горизонте бурю, направление которой западные правительства имеют возможность изменить. По моему мнению, очень важно, чтобы новая администрация США и ее европейские союзники решительно дали понять Путину, что считают политической просьбу российской Генпрокуратуры о выдаче Испанией медиа-магната Владимира Гусинского.

Нельзя дать сбить себя с толку очевидной незначительностью этого дела по сравнению с вышеуказанными глобальными катаклизмами. Судьба владельца "Медиа-МОСТа" - крупнейшей в России независимой информационной группы - может сыграть решающую роль в борьбе за свободу слова в путинской России.

Ирония в том, что Гусинский - вместе с другими олигархами - несет ответственность за плачевные результаты реформ последнего десятилетия. Однако, хотя ряд других олигархов тоже подверглись ограниченным преследованиям со стороны Кремля, критический настрой СМИ Гусинского сделал его главной мишенью в кампании Путина по устранению олигархов с российского политического ландшафта. Безусловно, лояльные промышленные олигархи преуспевают и при новом режиме.

Поскольку президентские обещания стабильности и процветания все больше вступают в противоречие с суровыми условиями жизни в России, независимые СМИ остаются единственной надеждой на выживание для нашей молодой, но уже истощенной демократии. Подконтрольные государству телевидение и пресса закрывают глаза на ужасы чеченской войны, произвол правоохранительных органов, коррупцию и убожество повседневной жизни, используя для этого хорошо отточенный оруэлловский язык. В этой атмосфере дело Владимира Гусинского становится важной частью успеха глобальной стратегии Путина.

Остается надеяться, что Верховный суд Испании продемонстрирует свою независимость и беспристрастность в этом деле. Но никто не может жить в вакууме, и Россия явно полна решимости использовать все возможное давление на Испанию, чтобы добиться выдачи Гусинского.

Нет ничего удивительного, что у Испании могут оказаться некоторые слабые места. В прошлом Мадрид испытывал трудности, когда пытался добиться выдачи баскских террористов у других стран. И в то время как судья Бальтасар Гарсон может действительно испытывать некоторую симпатию к предположительно коррумпированному олигарху, пользующемуся поддержкой антикоммунистов, у других могут оказаться свои причины, чтобы поддержать выдачу Гусинского. Кто знает, сможет ли испанское правительство устоять перед неофициальным предложением бывшего офицера КГБ предоставить Мадриду секретные досье на активистов ETA?

Новая администрация Буша может начать строить новые и более правильные отношения с Россией, задав несколько нелицеприятных вопросов по поводу преследования Гусинского и высказавшись против нынешнего отношения к прессе в путинской России. Отсутствие реакции на угрозы свободе и демократии в России, какими бы расплывчатыми они не казались Западу сейчас, без сомнения, будут иметь долгосрочные последствия как в самой России, так и за ее пределами.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru