Статьи по дате

The Washington Times | 4 января 2005 г.

Anno Putinus Zero

Питер Лавелль

2004 год можно считать, по сути, первым годом правления Путина в России. Для него и его страны этот год стал годом трагедий, перемен и противоречий, символами которых стали соответственно Беслан, ЮКОС и Украина. Вне зависимости от того, что утверждают критики в России и за ее пределами, Россия Путина не идет в неверном направлении. Сейчас будущее России напрямую зависит от того, сможет ли она учиться на ошибках пошлого.

Отчет об истекшем годе в России неотделим от роли и личности президента Владимира Путина. После пяти лет у власти судьба России и судьба Путина стали практически синонимами. Переизбранный в мае на второй срок, он поставил своих людей на все ключевые должности и окончательно утвердился у власти. При невероятной популярности на родине, он со своим специфическим стилем в политике заставил Россию занять оборонительную позицию по отношению ко всему миру.

Три слова, которыми можно подытожить 2004 год в России Путина- это слова Беслан, ЮКОС и Украина.

В течение этого года Россия находилась на передовой линии войны с терроризмом, и совершенно непонятно, удалось ли при этом достичь какого-то прогресса. После серии взрывов в Москве и крушения двух пассажирских самолетов мир стал свидетелем одной из величайших трагедий года - захвата заложников в школе Беслана. Кризис, длившийся 52 часа, завершился гибелью 330 человек, и большинство жертв - дети. Позднее чеченские боевики взяли на себя ответственность за теракт в Северной Осетии.

До сих пор неизвестно, что именно произошло в Беслане. Реакция Путина на террористическую атаку была мгновенной, но противоречивой. Под предлогом усиления государственной безопасности Путин объявил, что региональных губернаторов отныне будут назначать из Кремля. Это заявление Путина, осужденное многими как отступление от российской демократии, вполне соответствует общей тенденции к централизации власти в Кремле и ограничению политического влияния денежной элиты в регионах.

Каким образом усиление центрального контроля поможет в борьбе с терроризмом, пока неизвестно. Если недавняя история Чечни - достойный объект для извлечения уроков, то она показывает: более сильный центральный контроль может сыграть на руку террористам, поскольку никто из представителей высшей власти никогда не несет ответственности за решения, принимаемые внизу.

ЮКОС, некогда самая крупная в России частная нефтяная компания, несмотря на все свои старания и намерения, больше не существует. Зрелищный юридический процесс против компании, длившийся 18 месяцев, закончился тем, что государство через посредников снова стало основным собственником основного российского энергетического ресурса. "Дело ЮКОСа", которое без конца называли вендеттой Кремля против бывшего генерального директора компании Михаила Ходорковского, касалось национальной безопасности и внешней энергетической политики России. Сама мысль о том, что Ходорковский мог бы продать ЮКОС иностранному концерну, была невыносима для Кремля.

Преследование ЮКОСа было частью кампании Кремля по ограничению массивного экономического влияния группы сверхбогатых бизнесменов, которых принято именовать олигархами.

С помощью налоговых органов одному из таких олигархов дали понять, что Кремль обладает средствами и возможностями определять экономическое будущее страны. Однако Кремль, в свою очередь, уяснил, что "невидимая рука рынка" может дать ответную пощечину. Решение Кремля вмешаться в рыночные процессы, наплевав на иностранные инвестиции, плохо отразилось на самом важном из достижений России - стабильном экономическом росте.

Поведение Кремля в ходе украинских выборов стало беспрецедентным провалом Путина в области отношений с общественностью. Хотя он был не единственным, кто ввязался во внутренние дела Украины, но неуклюжесть Кремля дорого обошлась ему, возродив антироссийские настроения, которых мир не знал со времен холодной войны.

Демократическая и свободная Украина - в интересах России. Шквал публикаций, сообщающих, что на волне победы Виктора Ющенко Украина двинется в сторону Запада, попросту нелепы. Украина никуда не денется. Она останется там, где есть: между Европой и Россией. Экономика Украины тесно связана с российской. В будущем, взаимодействуя с европейскими экономическими институтами, Украина должна будет постоянно учитывать интересы России.

"Anno Putinus Zero" - первый год полновластного правления Путина - запомнится как год, когда Путин окончательно утвердился во власти.

Его план захватить российский энергетический сектор удался, хотя тактика, которую он использовал, многим пришлась не по вкусу. Эффективность борьбы с терроризмом в России под вопросом. Централизация политического контроля - это не вполне то же самое, что авторитаризм. Однако централизованной власти Путина еще предстоит проверка террористической угрозой.

В условиях политического подъема на Украине и просчетов Кремля украинские выборы тоже стали значительным событием "первого" года Путина у власти. Иногда лучший способ помочь своим друзьям - это стоять в стороне.

Источник: The Washington Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru