Neue Zürcher Zeitung | 4 января 2006 г.
Германская политика в отношении России остается прежней
eg.
Федеральный канцлер Ангела Меркель не высказывается по поводу газового конфликта в Восточной Европе
В газовом конфликте между Москвой и Киевом Берлин не хочет брать на себя роль посредника. Федеральное правительство не высказывает никакой критики в отношении действий России, а заявляет, что ему важна лишь стабильность газовых поставок в Германию.
Немецкое правительство рассматривает расхождения между Россией и Украиной по поставкам газа как энергетическую, а не как внешнеполитическую проблему. Поэтому в Берлине преимущественно дискутируют о надежности снабжения энергоносителями и о возможных альтернативах природному газу, например, о расширении использования атомной энергии. Во вторник председатель ХСС Штойбер потребовал, чтобы федеральное правительство провело на следующей неделе закрытое заседание, посвященное продлению сроков эксплуатации ядерных реакторов в Германии. Социал-демократы, как и следовало ожидать, отвергли это предложение, ведь в свое время они в коалиции с партией "зеленых" приняли решение о постепенном отказе от атомной энергии и ограничили срок службы существующих АЭС.
Берлин отказывается от посреднической миссии
Официальный представитель федерального правительства заявил, что в российско-украинском конфликте Германия имеет четко очерченный интерес - это надежность поставок на основе договоров, подписанных с Россией. Федеральная канцелярия ведет себя так, будто речь в данном случае идет исключительно об экономическом споре, в который Берлин не имеет права вмешиваться. Пресс-секретарь федерального канцлера сказал, что Берлин не собирается обсуждать договоры и соглашения между Москвой и Киевом. От посреднической миссии федеральное правительство однозначно отказывается.
Относительно того, что Россия наказывает Украину за ее поворот в сторону Запада неадекватным повышением цены на газ, Меркель предпочитает не высказываться. Она, похоже, собирается продолжать политику федерального канцлера Шредера, который если вообще позволял себе критику Москвы, то только в гомеопатических дозах. Однако независимо от того, кто стоит в Берлине у власти, в Германии существует тенденция договариваться с Россией и не обращать внимания на потребности относительно малочисленных славянских народов. Шредер со своей демонстративной дружбой с президентом Путиным и своим безразличием к кремлевским тенденциям реставрации лишь усугубил эту политику, но по существу он продолжил линию, проложенную его предшественниками.
Меркель и эксперты по внешней политике из ХДС, такие, как нынешний министр внутренних дел Шойбле, перед выборами в бундестаг заверяли, что их курс в отношении России будет иным. Но в чем он будет заключаться, если исключить перемены в личных отношениях с Путиным, до сих пор не понятно. По поводу затеянного еще Шредером строительства Северо-Европейского газопровода, не лишенного экономических и политических мотивов, Меркель прямо не высказывается. Если же говорить о сегодняшнем противостоянии, то она упускает возможность расставить иные акценты, чем ее предшественник, который объявил энергетические вопросы центральным аспектом своей российской политики. Права человека и гражданские права, чеченская война или попытки Москвы надавить на бывшие советские республики играли для него второстепенную роль. И сегодня в Берлине не хотят обратить внимание на суть газового конфликта, на желание Москвы верховодить в "ближнем зарубежье".
В Германии любят упрекать США в том, что решающим фактором их ближневосточной политики является нефть. С равным правом можно было бы сказать, что для Германии в ее российской политике важен лишь газ. Одна треть газа, потребляемого Германией, имеет российское происхождение, и его доля будет расти. Во всем мире роль природного газа как энергоносителя увеличивается уже на протяжении нескольких лет.
Критика исходит только от оппозиции
Кроме того, "Газпром", российский монополист, совсем недавно озвучил свое намерение работать в Германии напрямую, не только в качестве поставщика природного газа. Например, через приобретение электро- и газораспределительных предприятий концерн хочет оказывать непосредственное влияние на немецкую энергетику. Между тем некоторые уже предупреждают, что энергетическая зависимость ФРГ от России может стать слишком значительной.
Похоже, что новое федеральное правительство хочет продолжить удобную практику прятаться за спину ЕС в случае возникновения щекотливых внешнеполитических вопросов. При этом ни одно государство Европейского союза не может повлиять на Россию лучше, чем Германия, которая из-за своих размеров, центрального положения и тесных исторических связей с Восточной Европой более других подходит для этой задачи. При всем том в данный момент политических аспектов газового конфликта касаются в Берлине только оппозиционные партии. "Зеленые", которые как члены правящей коалиции несут солидарную ответственность за российскую политику Шредера, упрекнули во вторник Кремль в том, что он беззастенчиво пользуется "Газпромом" как собственным инструментом. СвДП назвала шантажом действия России в отношении Украины.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях