Der Standard | 4 января 2006 г.
Невозможное возможно
Йозеф Кирхенгаст
Как Запад может крепче привязать к себе Россию? Членством в НАТО
После терактов в Мадриде и Лондоне в 2004 и 2005 году теперь уже российско-украинский газовый конфликт снова показал европейцам, насколько обманчива их безопасность, которой они себя так охотно тешат. Это относится и к австрийцам, которые благодаря своему нейтралитету считают себя застрахованными от любых неприятностей.
Одним точным ударом ветеран российских спецслужб Владимир Путин решил поразить как минимум три цели: свести на нет унижение, испытанное в связи с "оранжевой революцией" на Украине, и в преддверии мартовских парламентских выборов укрепить тамошний пророссийский лагерь; предупредить другие страны "ближнего зарубежья" о последствиях чрезмерно критического отношения к Москве; и, наконец, наглядно продемонстрировать Европе ее зависимость от гигантской восточной империи.
Достигнет ли он двух первых целей, покажет время. Возможна и резкая обратная реакция на однозначно имперское поведение Москвы, которое сопровождается более чем убедительными экономическими аргументами. Кремль снова пустил в ход тяжелую артиллерию.
Но что касается Европы, то наступление на этом фронте, очевидно, принесло свои плоды. Испугавшись внезапного сокращения объемов поставляемого газа, ЕС остережется принимать в свои ряды Украину. Политические реалии вновь взывают к единой европейской стратегии в отношении России, но на деле ее не существует.
Договор о сотрудничестве между ЕС и Москвой - это лишь пелена, призванная скрыть данное обстоятельство. В отношении к авторитарным тенденциям во внутренней политике России и неоимпериалистическому поведению во внешней не существует какой бы то ни было более ли менее последовательной линии.
Понятно, что вступление России в ЕС не рассматривается даже в долгосрочной перспективе. Хотя бы причине огромной территории, не говоря уже о таких факторах, как культура и традиции. Однако как обстоят дела с членством в НАТО? Сам Путин говорил о такой возможности - в 2001 году, вскоре после террористических актов 11 сентября в США. У Запада больше нет никаких причин отказываться от переговоров по этому вопросу, сказал он во время своего визита в Берлин.
С тех пор отношения между Западом и Востоком снова охладели, и многие представители российской армии, спецслужб, а также дипломатического корпуса снова видят в НАТО любимый образ врага - несмотря на очевидное: ведь на самом деле расширение НАТО на Восток с включением в его состав трех прибалтийских республик, когда-то принадлежавших Советскому Союзу, усилило стабильность России.
Принадлежность этих стран к альянсу, верному принципам демократии, повышает их стабильность и надежность. Это также относится к Украине и Грузии. И еще больше - к России.
Напрашивается подозрение, что именно по этой причине вступление Украины в НАТО с точки зрения уже упомянутых сил в Москве является краеугольным камнем отношений между Россией и Западом. Обвинения в адрес Запада, который якобы реализует свои планы по окружению России, призваны оправдать не только существование, но и распространение собственной системы власти. Официальным приглашением к вступлению в свои ряды НАТО могло бы внести смятение в этот лагерь и вынудить Путина раскрыть свои карты.
При этом, конечно, целью является не краткосрочный тактический успех Запада, а честное стратегическое партнерство с равными правами и обязанностями. "Сейчас больше нет ничего невозможного", - сказал после 11 сентября тогдашний американский министр иностранных дел Колин Пауэлл, говоря о членстве России в НАТО.
Практическая реализация данного плана - задача не из легких. Но эффект, получаемый Европой и всем миром от политической стабилизации и стимула к экономическому развитию, оправдывает любые усилия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях