The Economist | 4 января 2007 г.
Смягченный удар
Редакция
Газовое соглашение Белоруссии с Россией знаменует собой конец эпохи
Белоруссия выжала из России чуть более благоприятные, чем ожидалось, условия ценообразования на газ в 2007 году, свидетельствующие о том, что Москва предпочитает снизить риск свержения режима президента Александра Лукашенко. Тем не менее, Россия приобретет 50% экспортного трубопровода и к 2011 году будет брать с Белоруссии "европейскую" цену. Если следующий президент России не сменит курс, дни дешевого российского газа для бывшего СССР сочтены, кроме того, "Газпром" приближается к контролю над экспортной инфраструктурой в этих странах.
Поздно вечером 31 декабря представители российской контролируемой государством газовой монополии "Газпром" и белорусские переговорщики достигли пакетного соглашения о поставках газа в 2007 году. В отсутствие такового "Газпром" грозился прекратить поставки с 1 января, а белорусская сторона давала понять, что сорвет российские поставки по контролируемому Россией трубопроводу "Ямал - Европа" и по сети "Белтрансгаза" в Польшу, Литву и Северную Германию. Белоруссия была единственным государством бывшего СССР, которое "Газпром" избавил от резкого повышения цены в 2006 году, оставив тариф на уровне 47 долларов за тысячу кубометров. Однако в 2007 году российская компания добивалась резкого повышения, до 200 долларов за тысячу кубометров, соглашаясь на 140 долларов, если Белоруссия продаст "Газпрому" половину "Белтрансгаза".
Пятилетнее решение
За несколько дней до соглашения 31 декабря стало ясно, что сделка будет связана с "Белтрансгазом", обеспечивая газовые цены, которые на протяжении нескольких лет будут значительно ниже, чем в Европе. "Газпром" предложил цену 105 долларов за тысячу кубометров, 30 долларов из которых будут в форме акций "Белтрансгаза". В таком случае соглашение на 2007 год подразумевает цену 100 долларов за тысячу кубометров, в то время как "Газпром" заплатит 2,5 млрд долларов за 50% "Белтрансгаза". Соглашение предусматривает пятилетний переход к тем ценам, которые платят европейские клиенты "Газпрома". В этот период транзитные пошлины, которые "Газпром" платит Белоруссии, удвоятся.
Не менее важно, что кажется достижимым компромисс по вопросу о нефтяных пошлинах. Россия грозилась ввести пошлину примерно в 180 долларов за тонну нефти, которую она экспортирует в Белоруссию, уничтожив таким образом привлекательную схему, в рамках которой белорусские нефтеперерабатывающие заводы импортировали российскую нефть по ценам ниже рыночных, а затем продавали свою продукцию на рынках Западной Европы по мировым ценам. В 2005 году это принесло Белоруссии примерно 5 млрд долларов прибыли от экспорта. По сообщениям СМИ, теперь Россия ввела эту пошлину. Однако, по словам белорусских чиновников, в течение месяца должно быть подписано соглашение о разделе прибыли от этого бизнеса, после чего пошлину отменят.
Последнее испытание дружбы
Похоже, что "Газпром", следуя указаниям своего главного акционера, российского государства, сделал Белоруссии уступки, которых может быть достаточно, чтобы спасти режим Лукашенко от гибели. По словам бывшего управляющего ЦБ Белоруссии Станислава Богданкевича, 60% белорусской промышленности в настоящее время низкодоходно или убыточно. Если бы цены на газ почти утроились и составили 140 долларов, как предлагал "Газпром", белорусской экономике грозил бы крах. Бюджетные расчеты Лукашенко, включавшие в себя субсидии на бытовые поставки газа, тоже были бы разрушены. И экономика, и бюджет теперь, вероятно, пострадают от удвоения газовых цен, но при таком уровне у Лукашенко больше шансов сохранить стабильность в стране в 2007 году. Однако, поскольку в будущем году весьма вероятно новое значительное повышение, у Лукашенко есть всего год для изменения своей экономической политики с тем, чтобы предотвратить потенциальную катастрофу в 2008 году.
По сравнению с соглашениями, которые "Газпром" заключил с другими странами бывшего СССР, соглашение с Белоруссией кажется благоприятным. Грузия, у которой напряженные отношения с Россией и которая отказалась продать "Газпрому" свои газопроводы, получила "европейскую" цену 235 долларов за тысячу кубометров уже с начала 2007 года. Азербайджан тоже. По сравнению с Украиной, где президент ориентирован на Запад, но премьер-министр в какой-то мере пользуется российской поддержкой, белорусское соглашение тоже выглядит хорошим. Украина в этом году будет платить 130 долларов за тысячу кубометров, и никто не обещал ей льготного четырехлетнего периода для перехода к уровню цен ЕС. Соглашение с пророссийской Арменией тоже менее благоприятно, чем белорусское, ее льготный период длится лишь до 2008 года.
Стоит заметить, что уступки Белоруссии дорого стоят "Газпрому", так как Белоруссия и Украина - два крупнейших потребителя российского газа на территории бывшего Советского Союза. Белоруссия потребляет почти столько же российского газа, сколько Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония вместе взятые.
Будет пересмотрено?
Два важных аспекта соглашения "Газпрома" и Белоруссии остаются неопределенными. Во-первых, нет ясности по поводу ценообразования в период между 2007 и 2011 годом. Равномерное повышение цен предполагает 140 долларов за тысячу кубометров в 2008 году, 175 долларов в 2009, 210 долларов в 2010 и 250 долларов в 2011 году. Однако белорусская сторона будет заинтересована оттягивать резкие повышения как можно дольше. Если в соглашении не прописаны цифры и точная схема, впереди долгие и трудные торги. Это тем очевиднее, что неизвестно, какими будут "европейские" цены на газ в 2011 году. Если в 2010 году нефтяные цены будут существенно ниже, чем сегодня, цена, которую страны ЕС будут платить за российский газ в 2011 году, вполне может оказаться ниже нынешних 240-260 долларов за тысячу кубометров.
Во-вторых, как и в случае многих соглашений между странами СНГ в энергетической сфере, стоит усомниться в том, что газовое соглашение окончательно. Например, в 2002 году "Газпром" и его украинский партнер подписали соглашение, определившее условия газовой торговли до 2013 года, но "Газпром" разорвал его в конце 2005 года. На белорусской стороне очень огорчены новым соглашением. Премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что оно подписано в напряженной атмосфере и на неблагоприятных условиях. Легко представить себе, что в будущем белорусские лидеры заявят, что подписали его под давлением. И весьма вероятно, что правительство Белоруссии попытается добиться от следующего президента России более благоприятных условий, чем те, которые она получила от Владимира Путина.
Будущее становится яснее
Попытки Белоруссии отвести удар российской политики газовых цен, по-видимому, будут тщетными. "Газпром" решился резко поднять цены для государств бывшего СССР из-за расширения пропасти между количеством газа, которое он может добыть или купить у стран Центральной Азии, и спросом на это сырье дома и за границей. Две трети его экспорта идут в бывший СССР по цене, которая составляет менее 40% того, что платят клиенты из ЕС. В этой ситуации "Газпром" должен поднять цены для покупателей в бывшем СССР, чтобы вынудить их сократить потребление, а также увеличить свою прибыль для инвестирования.
Наряду с повышением цен в бывшем СССР "Газпром" постепенно забирает под свой контроль экспортную инфраструктуру. Российская компания уже является крупным акционером трубопровода "Ямал - Европа", по которому осуществляется две трети экспорта "Газпрома" в Европу по территории Белоруссии, оставшаяся треть идет через "Белтрансгаз", и 50% этой компании скоро будет под контролем "Газпрома". Со временем "Газпром", вероятно, будет добиваться контрольного пакета. В Армении все газопроводы, включая недостроенный, который идет в Иран, находятся под мажоритарным контролем "Газпрома".
Самым большим недостающим фрагментом в СНГ для "Газпрома" является украинская трубопроводная система. Будущее покажет, пойдет ли Украина по пути Белоруссии, согласившись на совместный контроль в обмен на поэтапный, а не резкий, переход к европейским ценам.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях