Frankfurter Allgemeine | 4 января 2010 г.
Отроческое служение родине
Анн-Дорит Бой
Тринадцать подростков в красных галстуках выстраиваются точно по линейке. 14-летняя Вера, командир штаба, отдает приказ рассчитаться, после чего, подняв правую руку в приветствии, докладывает учителю Светлане о том, что ее группа из 14 человек готова приступить к занятиям.
"Похоже на эпизод из советского фильма, однако на самом деле так каждый вторник и каждую субботу начинаются занятия в штаб-квартире московской пионерской организации", - пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung. Это происходит в помещении на севере столицы, рассказывает журналистка, где на полах - коричневый линолеум, несколько парт, а стены увешаны пестрыми фотоколлажами из прошлого: мальчики в красных пилотках и девочки в коротких юбочках на фоне Кремлевской стены.
Самой младшей в группе - 11 лет, старшему, Максиму, 19. Ни один из них, продолжает автор публикации, не застал советской эпохи, когда пионерская организация была одной из основных составляющих советской системы образования, базой идеологического воспитания. В 1970-х годах организация насчитывала около 25 млн человек, в 1990 была официально ликвидирована, но фактически продолжает существовать до сих пор, утверждает Анн-Дорит Бой. Наряду с молодежными организациями политических партий, следопытами и патриотическими группами, которые разыскивают на полях сражений Великой Отечественной войны останки солдат Красной армии, пионерская организация является сегодня одной из крупнейших. Сегодня она носит название Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО) и объединяет 80 местных и региональных организаций, число членов достигает 4 млн человек.
Сегодня, сетует возглавляющий союз Виктор Кочергин, финансирование организации не сравнить с тем, что было раньше, приходится считать каждую копейку. При этом, подчеркивает он, пионерская организация - "совершенно неполитическая и лишенная идеологии структура", которая впитала в себя все лучшее, что было у ее предшественницы.
А то, что члены союза носят красные галстуки, говорит председатель Московской городской пионерской организации Дмитрий Лебедев, связано не с коммунистическими идеями, а с тем, что для детей красный - символ мечты, солнца и костра. В подсобном помещении московской штаб-квартиры пылятся бюсты Ленина и тома советских книжек про пионеров. Но вот всем известный пионерский призыв на стене заменен на более современное изречение, в котором сегодняшние мальчишки и девчонки призываются к служению родине, добру и справедливости.
В этот вечер, продолжает корреспондент, Вера дала своим подопечным задание придумать игры для показательных выступлений в одной из столичных школ. Она сама, признается Вера, пришла в организацию потому, что здесь учат делать что-то, наполненное смыслом и организовывать самих себя.
Максим примкнул к союзу 5 лет назад. "Мне нравится, прежде всего, дух единства", - говорит он. Если бы не организация, признается молодой человек, он вряд ли стал бы ответственным человеком, который беспокоится не только о себе, но и о других.
Вместе с дочкой Машей на встречу пришла и 40-летняя Татьяна. Она сама была пионеркой, вспоминает женщина, а сейчас ходит в церковь. Татьяна рада, что Маша стала пионеркой: "Хорошо, что моя дочь нашла разумное применение свободному времени", - говорит она.
И это мнение разделяют многие россияне, продолжает журналистка. Согласно опросам Левада-центра, 80% россиян хотели бы вернуть старую добрую пионерскую организацию. "Родители и бабушки с дедушками ищут кого-то, кто, как раньше, будет заботиться о подрастающем поколении, организацию, которая снимет с них эту ответственность", - говорит социолог Борис Дубин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях