The Times | 4 июля 2003 г.
Известный пианист уйдет со сцены, взорвав рояль
Адам Сейдж
Один из величайших пианистов Франции, завершая нынешним летом свою карьеру, уничтожит два рояля и свою концертную одежду в знак протеста против того, что он называет буржуазной элитарностью классической музыки.
Затем 51-летний Франсуа Рене Дюшабль погрузит клавиатуру на багажник своего велосипеда и поедет по Франции, давая импровизированные концерты.
Он рассказал о своих планах католической газете La Croix, назвав свою жизнь виртуоза "адом" и, ко всеобщему удивлению, напустившись на других пианистов.
Он назвал последнюю запись живущего в Лондоне знаменитого пианиста Альфреда Бренделя "искусственной до отвращения". Итальянский лауреат многих конкурсов Маурицио Поллини "довел себя до истощения, бесконечно повторяя одно и то же". А аргентинская звезда Марта Аргрич "сумела стать мифом, все время играя одни и те же четыре концерта".
На вопрос, ненавидят ли его другие пианисты, он ответил:
"Все знают мои мысли и не очень сердятся. Отравляя жизнь, я вношу в нее струю свежего воздуха". Дюшабль, которого французская пресса называет "прославленным Франсуа Рене", заявил, что сыт по горло классической музыкой. "Я принес большой кусок своей жизни в жертву одному проценту населения. Мне надело быть частью музыкальной системы, которая, по крайней мере во Франции, функционирует плохо и оставляет классическую музыку достоянием элиты".
Он решил уйти, дав три прощальных концерта. Первый, в конце июля, завершится сбрасыванием рояля в озеро Меркантур, второй ? сожжением костюма. После третьего концерта рояль будет взорван в знак того, что "концерт мертв. Да здравствует музыка".
Он заявил La Croix: "Рояль - это символ буржуазии и индустриального общества, которое должно быть разрушено. Рояль, который используется так, как это делает общество, это самодовольный инструмент, не подпускающий близко тех, кто не разбирается в музыке".
Дюшабль особенно язвительно отзывается о традиции сольных концертов как о традиции "для немногих счастливчиков в роскошном зале на Елисейских полях, где тысяча человек, исполненных самодовольства, наблюдает за подвигами виртуоза".
Он откажется от сольных концертов "из гражданских чувств", а также потому, что ему не нравится играть то, что ему велят.
"Организатор заранее составляет программу. И если мне захочется сыграть что-то другое, поскольку у меня изменилось настроение или по другим соображениям, этого делать нельзя".
"Я хочу иначе использовать свои таланты. Я хочу жить в физическом единении, почти плотском единении со своими современниками, нести музыку новой публике". Он будет устраивать импровизированные концерты там, где ему захочется.
"Я смогу быть честнее, подчиняясь только собственным художественным требованиям. Я могу давать концерты с комментариями, может быть, участвовать в странных фестивалях, например, играть на воде. Я могу играть для детей, больных, заключенных, но не выставляя это напоказ".
Он закончил: "Многие музыканты, принимающие участие в благотворительных концертах, делают это для того, чтобы улучшить свой имидж".
Путь к славе
Франсуа Рене Дюшабль родился в Париже в 1952 году. Его талант проявился в детском возрасте, и его отправили учиться в Парижскую консерваторию.
В 16 лет он завоевал престижную Премию королевы Елизаветы в Брюсселе, а в 1973 году дал свой первый концерт. Взлет его карьеры начался в 1980-м, когда он сделал запись с оркестром Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Караяна. Затем он получил гран-при Академии Чарльза Кроса за запись этюда Шопена.
В 1986-м он завоевал Гран-при Французской академии грамзаписи за исполнение произведений Пуленка. В том же году его игра на фестивале Листа в Нью-Йорке получила восторженные отзывы. В 1987-м он выступил в Лондоне на мемориальной службе по Антону Рубинштейну.
В 1996 году он был назван во Франции солистом года и удерживал этот титул в течение трех лет. В 1997-м он получил во Франции премию за лучшую запись классической музыки, сыграв транскрипции и парафразы Листа.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях