Los Angeles Times | 4 июля 2005 г.
Антивоенный герой России
Ким Мерфи
Бывшего офицера милиции обвиняют в военных преступлениях в Чечне. Для некоторых его дело является примером неадекватной политики Москвы в республике.
Это была одна из самых страшных страниц ужасной войны. Утром 5 февраля 2000 года более 100 российских контрактников и милиционеров вошли в чеченское село Новые Алды и начали обыскивать дом за домом, тщетно пытаясь найти мятежников.
То, что за этим последовало, правозащитники позднее назвали "оргией убийств, поджогов и изнасилований".
Более 55 мирных жителей в возрасте от года до 82 лет были застрелены, задушены или сожжены в своих домах. Изо ртов жертв выдергивали золотые зубы, из домов забирали телевизоры, магнитофоны и деньги, женщин подвергали групповым изнасилованиям и убивали или бросали умирать. Но на протяжении более чем пяти лет никого из солдат не арестовали, никому не предъявили обвинений - до недавнего времени.
Пока Сергей Бабин не стал одним из самых необычных российских беглецов.
34-летнего бывшего бойца ОМОНа обвиняют в убийстве старика во время зачистки в Новых Алдах. Он также обвиняется в краже 350 рублей (около 12 долларов) и серег у соседки старика.
Если Бабина когда-нибудь найдут, его арест и судебное преследование станут первой конкретной попыткой искупить одно из самых страшных зверств времен чеченской войны. Однако признаком глубокой озабоченности российского общества затяжным конфликтом является то, что Бабин стал героем для антивоенного движения Петербурга, символом всего, что идет не так, когда страна посылает своих сыновей на непопулярную войну.
30 мая десятки представителей либеральных, левых и демократических организаций города, включая ультралевую Национал-большевистскую партию, либеральное молодежное "Яблоко" и демократическую организацию "Наш выбор", провели акцию протеста у штаба ОМОНа в Петербурге. Участники пикета требовали, чтобы Бабина судили в Петербурге, а не в Чечне, и называли его жертвой провальной политики президента России Владимира Путина в этой кавказской республике.
"Бабин - заложник Путина", - гласил один из лозунгов. "Прекратить войну в Чечне!" - требовали другие.
Как могло случиться, что молодые либералы выходят на улицы, защищая омоновца, которого обвиняют в военных преступлениях?
Несмотря на то, что война в Чечне, вспыхивая и затухая, продолжается уже более десятилетия, а партизанское сопротивление ежемесячно уносит жизни примерно десятка российских военнослужащих, в России нет значимого антивоенного движения. Видя теракты, организованные чеченцами, россияне молчаливо поддерживают попытки правительства подавить сопротивление сепаратистов и посадить в Грозном дружественное Москве чеченское правительство.
Однако неспособность Москвы прекратить войну и необходимость посылать военнослужащих и милиционеров в мятежную республику провоцируют нарастающие антивоенные настроения. Опрос, проведенный в мае Центром Юрия Левады, показывает, что 77% респондентов обеспокоены тем, что Путин не может прекратить войну, а 62% выступают за мирные переговоры с чеченцами, от которых Путин категорически отказывается.
Инцидент в Новых Алдах расследовали наиболее тщательно, и правозащитники России и Европы оказывают давление на Москву, добиваясь суда над теми, кто совершил это преступление.
Но сторонники Бабина говорят, что они верят ему и его командирам, которые утверждают, что в день операции он находился в другом селе, в 60 милях от Новых Алдов. Они поддерживают решение бывшего офицера скрыться, так как он боится, что его убьют, если он окажется в чеченской тюрьме.
"Я был милиционером. Теперь я в бегах. Теперь я знаю, каково быть на каждой из сторон", - заявил Бабин в интервью, устроенном в доме, о местоположении которого журналисту не было известно заранее.
"Ситуация такова, что никто больше не хочет ехать в Чечню. По штатному расписанию в нашем отряде 1,2 тыс. бойцов, но 500 человек сейчас не хватает. Люди уходят, главным образом потому, что отказываются ехать в Чечню. Ситуация очень непростая, и я не знаю, что будет", - сказал он.
Бабин служил в отряде саперов, который посылают демонтировать взрывные устройства, и был в командировках в Чечне семь раз.
В тот день 2000 года, когда российские войска вели затяжные бои за Грозный и его окрестности, Бабин, по его словам, работал на блокпосту в селе Бети-Мокх.
В том же году он вернулся в Петербург и в 2003 году уволился из ОМОНа, не выслужив срок, а в декабре прошлого года его арестовали на основании заявления жительницы Новых Алдов, сказавшей, что она узнала Бабина на фотографии.
Его отпустили под честное слово, и он скрылся. Он уже полгода не видел свою восьмилетнюю дочь.
"Обычно на митингах мы и ОМОН стоим по разные стороны баррикад, - заявил Андрей Дмитриев, лидер Национал-большевистской партии в Петербурге. - Они разгоняют нас, иногда избивают. Но в то же время они сами жертвы нашего нынешнего государства. Они страдают от власти, которая использует их как пушечное мясо в Чечне".
"Для нас это была возможность показать омоновцам, насколько цинично их используют и какова власть, которую они защищают", - добавил Дмитриев, участвовавший в акции протеста 30 мая.
Александр Шуршев, глава местного отделения молодежного "Яблока", сказал, что идея акции принадлежит местному законодателю Сергею Гуляеву, который пытается организовать поддержку Бабина.
"Должен сказать, что когда вопрос обсуждался впервые, эта акция вызвала немало споров. Кое-кто отказался касаться этой проблемы, - заявил Шуршев. - Но я считаю, что не мне решать, виноват он или нет. Я просто не хочу, чтобы человека, который, может быть, ни в чем не виноват, судили в Чечне".
По словам Гуляева, Бабина сделали козлом отпущения из-за того, что он ушел из ОМОНа во время служебного расследования, не связанного с событиями в Новых Алдах.
"Бабин с самого начала объясняет, что это недоразумение или ошибка, но если он объявится, он боится, что его отвезут на границу с Чечней и убьют, - заявил Гуляев. - Скажут, что он пытался бежать. А если он попадет в чеченскую тюрьму, его просто убьют там".
Прокурор Чечни Владимир Кравченко заявил, что гарантирует Бабину безопасность.
"Сергея Бабина подозревают в ряде тяжких преступлений. Одно из них - убийство, по которому нет срока давности. Он действительно хочет провести остаток жизни в бегах, особенно если он невиновен? Странная позиция для милиционера", - сказал он.
"Откровенно говоря, его отказ сотрудничать со следствием вызывает у нас новые вопросы и новые подозрения".
Российские правозащитные организации отказались выступить в защиту Бабина.
"Акция петербургского "Яблока", национал-большевиков и других организаций свидетельствует об их противоречивой и недальновидной позиции", - сказал сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов, который специализируется на Чечне.
"С одной стороны, они говорят, что они против войны в Чечне; с другой - они пытаются воспрепятствовать расследованию серьезного преступления, совершенного в Чечне сотрудниками правоохранительных органов", - добавил он.
По словам Черкасова, он полагает, что бывшие начальники Бабина поддерживают его из страха, что он может назвать имена тех, кто был в селе в тот день.
"Я уверен, что сами омоновцы знают, кто совершил эти преступления, но не хотят говорить правду о своих товарищах по оружию", - отметил Черкасов.
Командир петербургского ОМОНа, полковник Виктор Кабацкий сказал, что он делает все возможное, чтобы защитить Бабина.
"Он хороший парень. Надежный, честный, работящий боец ОМОНа. И когда было совершено преступление, о котором мы говорим, его нигде поблизости не было, - заявил он. - Я ручаюсь в этом как его командир, который был там с ним".
Гуляев заявил, что правительством на кон поставлено нечто большее, чем дело Бабина. Если Бабина отправят в Чечню, это будет сокрушительным моральным ударом для других омоновцев, которых могут послать в командировку в республику.
"Если Сергея отдадут чеченцам, мало кто из милиционеров согласится ехать в Чечню служить стране либо служить Путину", - добавил он.
"Я бы предпочел, чтобы Чечня жила сама по себе, - сказал Бабин. - Если войска выведут, это будет лучше для всех".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях