Financial Times | 4 июля 2007 г.
Путин наращивает инициативу своим предложением о радаре
Эндрю Уорд, Деметри Севастопуло и Дэниел Домби
Джордж Буш, президент США, пожаловался, что его рыболовная экспедиция в Кеннетбанкпорте, штат Мэн, в воскресенье оказалась "паршивой".
Но, когда в понедельник он возвратился к воде с Владимиром Путиным, российский президент немедленно поймал 30-дюймового окуня.
Когда чуть позже Путин занял ведущее положение на совместной пресс-конференции благодаря своему предложению об американо-российском сотрудничестве в области ПРО, невозможно было избавиться от ощущения более широкого символизма его рыбацкой победы.
Неожиданное предложение Путина в прошлом месяце о предоставлении США доступа к радару в Азербайджане, которым распоряжается Россия, обеспечило Москве дипломатическую инициативу в диспуте с Вашингтоном по ПРО в Европе.
Россия опасается, что запланированное размещение американских объектов в Польше и Чешской республике, бывших государствах советского блока, нарушит баланс военной силы в регионе.
Пентагон утверждает, что эти базы необходимы для защиты Европы от иранских баллистических ракет, однако Москва опасается, что чешский радар может стать для США инструментом для сбора сведений о российских спутниках и ракетах.
На саммите в Кеннебанкпорте на этой неделе Путин закрепил свое преимущество, сделав новое предложение - об установке радара в Южной России в том случае, если азербайджанский радар окажется неадекватным с точки зрения США.
Он также предложил более активное участие в этом проекте европейских стран и НАТО и призвал к созданию совместных центров раннего предупреждения в Брюсселе и Москве, превратив ПРО из источника напряженности в региональное "стратегическое партнерство".
Однако он дал четко понять, что эти инициативы должны стать заменой предполагаемым американским элементам противоракетного щита в Центральной Европе, а не дополнением к ним, как предлагал Вашингтон.
Это было типичное жесткое поведение Путина, однако оно не приблизило США к ответу на главный вопрос, связанный с его предложением: является ли оно серьезной попыткой достичь соглашения по ПРО и углубить военное сотрудничество между Россией и Западом до беспрецедентного уровня? Или это трюк в духе Макиавелли, нацеленный на подрыв американских планов и раскол Европы?
Публично США предоставили Путину кредит доверия, приветствовав его предложение как признак того, что Россия приняла необходимость ПРО.
Дипломаты в Европе также с одобрением отозвались о предложении Путина по расширению консультативной роли Совета НАТО-Россия, в то же время выразив сомнения в практичности его предложений. Совет включает Россию и 26 стран-членов НАТО.
Однако некоторые западные дипломаты опасаются, что предложения Путина являются не рабочими схемами, а всего лишь отвлекающим маневром с целью предотвращения создания чешской и польской баз ПРО.
"Мы хотели бы удостовериться, что эти идеи обусловлены не политикой и сферами влияния, в случае если они были бы приняты", - заметил один чиновник НАТО.
Если Совет НАТО-Россия будет иметь более чем консультативную роль, он сможет отсрочить американские планы, и раскол в Западной Европе по вопросу ПРО станет более очевидным.
Проверкой намерений Путина будет то, сможет ли он предложить США эквивалент радара X-диапазона, строительство которого запланировано в Чехии. Такой радар играет решающую роль для того, чтобы перехватчики были в состоянии поражать ракеты, однако азербайджанский объект, упомянутый Путиным, - это в большей степени обычная радиолокационная станция раннего оповещения.
Дэрил Кимболл, исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями в Вашингтоне, заявил, что имеет смысл добиваться такого решения, которое будет удовлетворять целям американской противоракетной обороны, не разжигая новую гонку вооружений с Россией.
"Хотя у России не должно быть права вето в области западной безопасности, наша безопасность по-прежнему сильно зависит от сокращения российских ядерных и ракетных возможностей".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях