The Guardian | 4 июля 2007 г.
Любовь и власть: письма знаменитостей продаются за миллионы
Маев Кеннеди
Грамматика небезупречна, но страсть бесспорна. Три поцелуя, "un sur ton coeur, un sur ta bouche, un sur tes yeux" ("в твое сердце, в губы и в глаза"), которые Наполеон посылал Жозефине в письме, испещренном кляксами, зачеркиваниями и орфографическими ошибками, в "9 heures du matin" ("9 часов утра"), наутро после страстной ссоры, привлекли орды охотников за автографами, которые лично, по телефону и по интернету приняли участие в аукционе по продаже одной из самых любопытных коллекций писем.
Примерная оценка стенаний Наполеона по жестоко непонятой любви составляла первоначально 25 тысяч фунтов, но торги на вчерашнем аукционе Christie's начались с 30 тысяч. В результате был установлен мировой рекорд - одно из писем "маленького капрала" было продано по интернету за 276 тысяч фунтов. Письмо, адресованное "несравненной Жозефине", - одно их трех, сохранившихся от их пылкой связи, начавшейся в декабре 1795 года, и брака, заключенного в марте того же года.
Их единственная известная ссора за этот период произошла, когда он спросил ее адвоката, сколько стоит ее семейное поместье в Вест-Индии. Как оказалось, меньше, чем он думал, но вскоре его карьера совершила такой кульбит, что это перестало иметь значение. Судя по всему, он в гневе удалился спать один, после того как она обвинила его, что он не любит ее просто за то, что она есть.
Это - только один из бриллиантов звездной коллекции, в которую входят свыше 700 писем от писателей, художников, ученых, королей и королев, музыкантов и политиков, поэтов, священников и знаменитых распутников.
Вся коллекция, по прогнозам, должна была принести 2 млн фунтов, но уже к обеденному времени эта сумма была превышена. Письмо Елизаветы I королю Франции - цветистые заверения в дружбе и доброй воле на французском языке - ушло за 33,6 тысяч фунтов, более чем вдвое превысив самые смелые оценки.
Одна из самых жестоких схваток наводит на мысли, что анонимные российские покупатели сейчас набирают силу.
Иллюстрированное письмо Казимира Малевича - посвященное развитию нового языка живописи, - которое по прогнозам должно было принести до 18 тысяч фунтов, в итоге было продано по интернету за 156 тысяч.
Отправной точкой для коллекции Элбина Шрама послужило как раз письмо Наполеона, подаренное родственником. Шрам, который родился в Праге в 1926 году и умер два года назад в Швейцарии, собирал эту коллекцию полжизни.
Призванный на службу в вермахт, он получил серьезные ранения и бежал из российского лагеря военнопленных в период завершения Второй мировой войны, после чего вернулся к изучению права в Австрии. Там он стал банкиром и госслужащим, а также историком, специализирующимся в истории права. Его семья обнаружила эту коллекцию, которая хранилась в надежном месте в его кабинете дома, после его смерти.
Редчайшие документы
Одним из редчайших документов было величественное письмо от поэта и священника Джона Донна, автора некоторых из самых эротичных и при этом проникнутых высокой религиозностью стихотворений на английском языке, в котором он утешал леди Кингсмил, с которой был в дружеских отношениях, по поводу смерти ее мужа. "Поскольку Вы принадлежите церкви, являющейся супругой Христа, Вы не можете овдоветь", - говорится в письме. Это письмо, первое письмо Донна, выставленное на аукционе за почти 40 лет, было продано за 114 тысяч фунтов.
Уверения Оливера Кромвеля, адресованные зятю, что он не питает личных амбиций ("Я не стремился к этому. На самом деле, меня призвал к этому Господь"), к которым он не преминул присовокупить вопрос о "маленькой хулиганке", своей внучке, тоже вызвали бешеную гонку и были проданы за 84 тысячи, что значительно превышает максимальную оценку в 20 тысяч фунтов.
Ворчание Моне
Коллекция представляет собой собрание известнейших имен в области литературы, искусства и истории. Моне ворчал, что туман третий день мешает ему рисовать Лондон; Джеймс Джойс писал приятелю ирландцу, тоже писателю, что издание Irish Times приписало его самый непостижимый роман "Поминки по Финнегану" Шону О'Кейси, назвав это "счастливым и причудливым знамением"; один известный автор дневников - Джон Ивлин - писал другому - Сэммьюэлу Пепису: "Я не знаю, какое извинение может оправдать, что я так долго не целовал вашу руку". Оливер Голдсмит, которого современники, включая доктора Джонсона, постоянно высмеивали за неопрятный вид, писал с надеждой: "Обычное платье для простого мужчины или женщины означает, по крайней мере, скромность и всегда поможет снискать доброе слово от придирчивых критиков".
Среди авторов писем - множество ярких характеров и знаменитых любовников, хотя, к несчастью, и Байрон, и Казанова представлены только сухими деловыми записками, каждая из которых была продана за скромную сумму в 4,5 тысячи фунтов.
А вот Эрнест Хемингуэй порадовал эпистолой о превосходстве быков над людьми: "Быки не занимают денег. Быки не ждут, что вы на них женитесь и сделаете их них честных женщин. Быков можно съесть, убив их. Быки редко бывают гомосексуалистами". Это письмо было продано за подобающую ему огромную сумму в 78 тысяч фунтов - почти в три раза дороже, чем сулили оценки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях