Corriere della Sera | 4 июня 2004 г.
Скандал в Освенциме: железная дорога Холокоста уходит в небытие
Джан Гвидо Векки
Разрушение мемориальной железной дороги практически завершилось. Она пролегала примерно в 800 метрах от концентрационного лагеря, осталась лишь дорожка, теряющаяся в кустах, вдоль умершего железнодорожного полотна, заржавевших и искореженных кусков рельсов, разбитых шпал, целого ряда бараков, за которыми начинается мемориал Освенцим-Биркенау. Прибывающие сюда посетители опускают глаза, некоторые надевают кипу. Когда-то ее называли Judenrampe - еврейская рампа.
"Это была широкая платформа, освещенная прожекторами", - рассказывает Примо Леви в "Если это человек". Здесь останавливались запломбированные вагоны, именно здесь вдоль перрона прохаживались Рудольф Гесс и доктор Йожеф Менгеле в ожидании 1022 евреев, депортированных из Рима 16 октября 1943 года. Назад вернулись лишь 17.
"Если быть точным, то на Judenrampe было отсортировано до 800 тысяч депортированных", - рассказывает Марчелло Пеццетти, историк из Еврейского архивного центра и один из крупнейших экспертов по Освенциму в мире.
Теперь здесь нет ни одной надписи, ни одной мемориальной доски. Но хуже всего, что в ближайшее время тут вовсе ничего не останется, утверждает историк: "Мемориальный центр демонтируется". Пеццетти недавно вернулся из Освенцима, он беседовал с руководством музея и с мэром Бржезинки.
"В течение последних двух месяцев разрушение носило систематический характер, виновато местное население, фрагмент за фрагментом они уносят металлические детали, кирпич, дерево: Если бы мы не заявили протест раньше, то не осталось бы даже того, что когда-то было железнодорожными путями", - рассказывает он.
Но, как кажется, ничего предпринять нельзя, "говорят, что земля и 20 бараков принадлежат государству и польским железным дорогам, что нет денег для восстановления мемориала, что охрана будет стоить дорого и так далее".
На протяжении многих лет Пеццетти настаивает на том, чтобы Judenrampe была включена в программу посещений и стала частью мемориала, " но теперь главной проблемой является ее спасение: я обращаюсь к Европейскому союзу и председателю Европейской комиссии Романо Проди, поскольку это часть европейской истории, это память о римском гетто, итальянских евреях, всех европейских гражданах иудейского вероисповедания, которые были истреблены в Биркенау".
Железнодорожная ветка, проходящая через ворота лагеря, была построена нацистами в мае 1944 года перед "венгерской акцией", чтобы ускорить уничтожение 400 тысяч евреев венгерской общины. Но Освенцим начался с Judenrampe: Stammlager Auschwitz был построен в 1940 году по приказу Гиммлера, в начале 1942 был разработан окончательный вариант, и осенью 1941 неподалеку от основного лагеря было начато строительство того, что стало самым крупным концентрационным нацистским лагерем, сердцем "шоаха": Биркенау, "Березовый лес", где расположены общие могилы, самое большое еврейское кладбище на планете.
Judenrampe использовали с марта 1942 по май 1944 года. "Из миллиона трехсот - миллиона четырехсот тысяч евреев, доставленных в Биркенау, по меньшей мере 800 тысяч были отсортированы здесь".
Первыми прибыли евреи из Верхней Силезии, из Словакии, из крупных польских гетто, "из всех других европейских стран: Франции, Нидерландов, Бельгии, Югославии, Норвегии, Германии, Греции, Италии".
Шломо Венеци - один из восьми оставшихся в живых из состава Sonderkommando, группы заключенных, работавших в газовых камерах и выносивших оттуда трупы. "Недавно я там побывал вместе с Марчелло, все исчезает, это несправедливо", - вздыхает он. Его привезли в лагерь 11 апреля 1944 года, "было темно, холодно, был туман, тогда в последний раз я видел свою мать и сестру".
Сабатино Финци рассказал Пеццетти о судьбе римских новорожденных, "я был в центре толпы, немцы завернули детей в простыню и бросили их в последний грузовик". Историк говорит: "Это Judenrampe, нет более важного места, бараки должны стать частью музея, чтобы понять, что произошло, восстановить историю депортаций. Поэтому я обращаюсь к председателю Проди: Европа должна строить себя, не пренебрегая памятью".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях