La Stampa | 4 июня 2004 г.
Пять секретов, связывающих человека из Ленгли с Бушем
Маурицио Молинари
Без ответа остается вопрос: внезапный уход в отставку был согласован или навязан. Ближайшие события покажут.
"Если бы я был на месте Джорджа Тенета, то ушел бы в отставку". Бывший директор ЦРУ Стэнсфилд Тернер, занимавший этот пост с 1977 по 1981 годы, при администрации Джимми Картера, еще 5 мая предвидел, что произойдет вчера на заседании руководства в Ленгли. Объясняя, как он пришел к подобному заключению, Тернер во время круглого стола на Совете по иностранным делам в Нью-Йорке указал на Джорджа Буша и Дика Чейни: "Главной проблемой разведки является то, что политическое руководство осуществляется Белым домом. Не знаю, как Тенету удавалось оберегать своих аналитиков от давления вице-президента, который созывал из десятки раз", вмешиваясь в работу руководства ЦРУ.
Суть одного из обвинений в адрес Белого дома сводится к ошибочному решению Чейни поддержать намерение министра обороны Дональда Рамсфельда создать внутри Пентагона, сразу же после террористических атак 11 сентября 2001 года, структуру, параллельную ЦРУ, в которой задействовать группы аналитиков, активно работавших во время военных кампаний в Афганистане и Ираке. Одной из этих суперсекретных команд, возглавляемой заместителем министра обороны Дугласом Фейтом, как писала New York Times в мае, администрация обязана появлением огромного объема информации, впоследствии оказавшейся необоснованной, по оружию массового поражения Саддама Хусейна.
Противоположную версию выдвинул журналист Боб Вудворд в книге "План атаки". По его мнению, ответственность за ошибку ложится лично на Тенета, заверившего Буша в том, что доказать существование оружия массового поражения будет "детской игрой", поскольку огромный объем данных якобы собран со времен президентства Клинтона.
"Книга Вудворда убеждает, что тезис политизации разведки безоснователен", - отметил Джим Вулси, директор ЦРУ с 1993 по 1995 годы.
Госсекретарь Колин Пауэлл, как кажется, поддержал позицию Вулси, когда на прошлой неделе официально потребовал "объяснений" от ЦРУ по поводу необоснованности доказательств вины Саддама, с которыми он выступал на заседании Совета Безопасности ООН в феврале 2003 года.
Если рассматривать одновременно противоположные версии Тернера и Вулси, можно понять, что произошло в Ленгли: оказавшемуся между вмешательством Чейни в управление разведкой и давлением Пауэлла, требующего признания вины по вопросу о так и не найденном оружии Саддама, Тенету не оставалось ничего другого, как покинуть свой пост.
Остается лишь понять, согласовывал ли Тенет с президентом решение уйти в отставку. От ответа на этот вопрос может зависеть судьба администрации и переизбрание Буша в ноябре, поскольку Тенет является центральной фигурой в 5 расследованиях, начатых конгрессом в отношении хозяина Белого дома.
Что касается оружия массового поражения, то Тенет свидетельствовал о его реальном существовании, иными словами, подтверждал наличие мотивов для начала войны. Тенет свидетельствовал в сенате по вопросу о том, почему не были предотвращены теракты 11 сентября 2001 года: по его словам, президент не мог предотвратить эти атаки, исходя из того, что бывший советник по борьбе с терроризмом Ричард Кларк недооценил опасность "Аль-Каиды".
И еще: именно Тенет может подтвердить или опровергнуть, что офицеры разведки были причастны к злоупотреблениям в отношении иракских заключенных в тюрьме "Абу Грейб", и тот же Тенет на протяжении нескольких лет сражался с Ахмедом Чалаби, бывшим лидером иракской оппозиции, обвиненным конгрессом в шпионаже и мошенничестве и впавшим в немилость, но которого долгое время поддерживали Рамсфельд и Чейни.
Но самое главное, Тенет может превратиться в ключевого свидетеля по делу Валери Плейм: агента ЦРУ, имя которой было раскрыто чиновниками Белого дома после того, как ее муж, дипломат Джо Вилсон, сообщил, что Ирак никогда не пытался закупать уран в Африке. Дело Плейм настолько серьезно, что президент был вынужден обратиться за помощью к адвокату.
Ни один другой высокопоставленный чиновник в Вашингтоне не знает так много секретов администрации Буша, как Тенет, потому что никто другой не разделял с президентом каждое решение в рамках войны с терроризмом: от расследования в отношении руководства террористов, совершивших теракты 11 сентября, до выдачи лицензий на убийство агентам 007, от применения ракет на беспилотных разведывательных самолетах до провала операции по уничтожению Саддама в первую ночь "Иракской свободы", от безуспешной охоты за Усамой бен Ладеном до бесправного содержания американских граждан, рассматривающихся как "активные враги".
В том, кто стал хранителем стольких решающих истин, есть некая ирония судьбы, если вспомнить, что директор ЦРУ, назначенный еще Клинтоном, в первые месяцы республиканской администрации проявил себя как явный и откровенный противник Буша. В феврале 2001 года он твердо заявил в сенате, что истинную угрозу безопасности Соединенных Штатов представляют не межконтинентальные ракеты Ирака, Ирана, Ливии и Северной Кореи, как утверждали Рамсфельд и Чейни, а терроризм исламских ячеек Усамы бен Ладена.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях