Frankfurter Rundschau | 4 июня 2007 г.
Киберсолдаты
Карл Гробе
Три недели назад Эстония пережила необычное вторжение, аналогов которому, возможно, еще и не было. Агрессорами были не люди, а биты и байты. Сайты правительства, банков, телефонных компаний, интернет-провайдеров, газет и журналов рухнули под завалом посторонних данных.
Посторонних? Все не так просто. Это было организованное нападение. Министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо во время заседания в Брюсселе проинформировал об этом коллег из государств-членов ЕС, а президент Хендрик Илвес в конце прошлой недели назвал на своем официальном сайте произошедшее "информационной кибервойной". Слово "кибер" восходит к понятию "кибернетика" и включает в себя все, что касается распространения по миру электронных данных.
То, что случилось с маленьким прибалтийским государством, изощренным в вещах, связанных с электроникой, можно описать следующим образом: сначала 29 апреля, затем 9 мая и еще раз спустя девять дней эстонские сети оказались переполнены мусором. Но это был не тот спам, который выводит из себя любого пользователя интернета. Это была скоординированная акция. При наиболее мощных атаках, как подсчитала газета New York Times, в течение более 10 часов объем вброса составлял 90 МБ в секунду. Это соответствует тому, как если бы каждые шесть секунд в сеть заливали полную операционную систему Windows XP. Эстонские системы рухнули. На несколько дней страна оказалась отрезанной от виртуального мира. Само собой разумеется, данные о совокупном ущербе открыто не называются.
Даты позволяют сделать выводы об организаторах. 29 апреля был днем, когда, несмотря на яростные протесты русских, памятник советским солдатам в Таллине был перенесен на новое место. 9 мая - это день окончания войны, который официальная Эстония считает началом новой - сталинской - диктатуры. Итак, русский след.
Как организовать такое вторжение битов и байтов, отдельные русские пользователи интернета всесторонне обсудили якобы еще накануне. Говорят, одним из отправителей был даже чиновник из администрации российского президента. Но доказать это нельзя. Тем более, Москва все опровергает. Во вторжении участвовали компьютеры со всего мира. Внедрение "троянов" и других вредоносных программ для передачи данных, незаметных пользователю персонального компьютера, делает миллионы электронных вычислительных машин недобровольными киберсолдатами, которые одновременно начинают атаку при нажатии одной клавиши.
Была то Россия или нет: скрыть следы в интернете - для посвященного это не проблема. Произошедшее указывает на уязвимость сетевого мира. Все - от безопасности полетов и интернет-банкинга до электронных писем и разведслужб - можно вывести из строя, хотя бы на время. Не исключая военные сети. Хакеры уже проникали даже в Пентагон.
Это как сценарий фильма ужасов: агрессор выводит из строя коммуникационные системы противника, и тот становится беззащитным, даже собственное оружие оказывается направленным против него самого. Конечно, сети можно изолировать. Это и происходит. Но кибервойна возможна. Было ли предупреждением то, что произошло в Эстонии? Или, быть может, даже генеральной репетицией?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях