The Sunday Times | 4 июня 2007 г.
Россия привносит на саммит G8 ощущение холодной войны
Сара Бакстер, Марк Франкетти
Немецкий курортный город Хайлигендамм в свое время принимал Гитлера и Муссолини, а затем оказался за "железным занавесом". Теперь же, когда представители "большой восьмерки" готовятся к встрече на балтийском побережье, их саммит грозит сделать это место ареной холодной войны между Россией и Западом.
Президент России Владимир Путин уже косвенно обвинил Америку в том, что она стремится насадить "диктат, как и во времена "третьего рейха", в связи с планами по размещению системы ПРО в Восточной Европе. А госсекретарь США Кондолиза Райс на прошлой неделе упрекнула Россию в том, что она оперирует "понятиями игры с нулевым исходом, относящимися к другой эпохе" - то есть к холодной войне.
Вероятно, из-за противостояния с Россией в тени окажется официальная повестка саммита, в том числе поиск консенсуса по климатическим изменениям. Президент Джордж Буш намерен по дороге на саммит побывать в Польше и Чехии, где предполагается разместить 10 американских противоракет.
"Это не тот вопрос, по которому Россия готова смягчить свою позицию, - заявил один из помощников Путина. - Мы резко выступаем против американских планов, поскольку убеждены, что данная система значительно изменит баланс сил в Европе". На прошлой неделе Россия провела испытания новой баллистической ракеты, которая сможет преодолевать систему ПРО и станет самым передовым оружием в постсоветском арсенале.
Буш побеседует с Путиным в Хайлигендамме один на один, а через месяц они проведут встречу в доме семьи Бушей в Кеннебанкпорте, штат Мэн. "Действительно очевидно, что за последние несколько месяцев накал риторики несколько увеличился, - признал Стивен Хедли, американский советник по национальной безопасности. - На наш взгляд, нам следует постараться снизить накал страстей".
В последнее время Россия конфликтует с большей частью Европы, равно как и с Америкой. Поводы для этого многообразны: от отказа в выдаче Андрея Лугового, которого Великобритания обвинила в убийстве критика Путина Александра Литвиненко, до противодействия независимости Косово. "Раньше мы думали, что русские не хотят оказаться в изоляции, но теперь выяснилось, что мы ошибались, - говорит Стивен Сестанович, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям в Нью-Йорке. - В косовском вопросе они вполне готовы действовать в одиночку".
В Хайлигендамме России будут противостоять новые силы западного альянса. Запад будут представлять новоизбранный французский президент-консерватор Николя Саркози, которого на родине называют "Американец", канцлер Германии Ангела Меркель, на недавнем саммите ЕС критиковавшая Путина за нарушение прав человека, а также Буш.
Американский президент проведет двустороннюю встречу с Тони Блэром, который в последний раз будет представлять страну на мероприятиях "большой восьмерки", а также с Саркози, который, как и Буш, ведет трезвеннический образ жизни и обожает езду на велосипеде.
Обе стороны считают подобную расстановку сил весьма многообещающей.
Европа по-прежнему расходится с Америкой по вопросу о борьбе с климатическими изменениями, несмотря на компромисс, предложенный Бушем накануне саммита. Немецкая сторона хочет к 2050 году снизить выбросы парниковых газов до 50% по сравнению с уровнем 1990 года, надеясь таким образом ограничить рост температуры на планете в нынешнем веке двумя градусами по Цельсию.
Буш выдвигает встречный план, который требует, чтобы страны, ответственные за загрязнение в наибольшей степени (в том числе Китай и Индия), согласились ограничить выбросы к концу 2008 года. "Это не возражение чьим-либо предложениям, - объясняет Хедли. - Это попытка внести свой вклад в диалог".
Данное предложение несколько успокоило недовольство, вызванное отказом Америки подписать Киотский протокол по климатически изменениям 1997 года. Тем не менее в Америке это предложение породило больше энтузиазма, чем в Европе. В этом вопросе на Буша все активнее давят сами американцы - "зеленые" христиане, воинственные "ястребы", желающие снизить зависимость США от ближневосточной нефти, а также деловые круги, в том числе министр финансов Хэнк Полсон.
Роджер Бейт, научный сотрудник Американского института предпринимательства в Вашингтоне, говорит: "Кто бы ни был виноват, Киотский протокол затрагивал лишь богатейшие страны мира и не смог справиться со своими задачами. Теперь Буш заявил: "Давайте играть в вашу игру. Посмотрим, что случится, если мы введем ограничения на выбросы для развивающихся стран".
Однако Буш продолжает выступать против планов создания всемирной системы торговли правом на выброс углекислого газа, которая позволит странам покупать и продавать квоты. Представители США также отвергли требования увеличить эффективность энергопотребления - эту идею поддерживает Европа, но американские предприниматели считают требования невыполнимыми.
Европейцы лукавят, считает Бейт. "Если резко не поднимутся потребительские цены на энергию, то и заметного снижения в потреблении не будет".
"Вы не поймете, что избиратели серьезно относятся к глобальному потеплению, пока среднеобеспеченные и бедные люди не начнут отказываться от летних отпусков из-за неподъемных цен на авиабилеты и не станут для экономии ездить погреться зимой".
В то же время на саммите появится возможность добиться прогресса по Ирану: в этом вопросе русские сближаются с европейцами и американцами. В результате они могут поддержать введение более жестких санкций против Тегерана в связи с ядерной программой.
"Это тот вопрос, по которому русские все же не хотят оказаться в изоляции, - считает Сестанович. - Они не хотят, чтобы казалось, будто они помогают Ирану создавать атомную бомбу. Это плохой пиар".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях