Der Spiegel | 4 марта 2002 г.
18 плюс 1 плюс 1
Дирк Кох
Прежний враг ? Россия ? должен стать почти полноправным членом альянса. Европейские союзники опасаются за свое влияние.
Раньше, когда Йошка Фишер был еще молод и зелен, НАТО ему казалось оплотом самого мрачного милитаризма. Сегодня, когда он увлечен "реальной политикой", его "самые главные заботы" касаются состава альянса.
Виною этому ? всего лишь жест доверия: Россия вскоре станет почти равноправным членом Североатлантического альянса. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято в середине мая на совещании министров иностранных дел НАТО в исландском Рейкьявике. Немецкий министр, а также большинство других европейских министров иностранных дел, отнюдь не в восторге от этого.
Не потому, что они имеют возражения против наитеснейшего сотрудничества с русскими, в том числе в рамках НАТО. Фишер и его коллеги опасаются, что из новой ситуации в альянсе слишком легко может развиться двойное доминирование - Вашингтона и Москвы. Влияние европейских членов, которые уже сейчас имеют не слишком много возможностей для выражения своего мнения в альянсе, управляемом США, сократится еще больше, и ценность союза для них снова уменьшится.
Такие подозрения зародились в европейских столицах, когда союзник США с особым статусом, Тони Блэр, в конце прошлого года вышел с предложением о кардинальном пересмотре положения русских в НАТО. И вот уже вскоре Москва будет принимать решения совместно с руководством НАТО ? также и в отношении использования военной силы.
До сих пор сосуществование НАТО и России в центральной штаб-квартире альянса в Брюсселе было весьма напряженным. После того, как гигантская империя встала на демократические рельсы, в 1997 году был создан совместный консультационный орган ? Совет Россия-НАТО. Однако его потенциал никогда полностью не использовался.
Ежемесячные заседания отличались ограниченной повесткой дня, а также сложным ритуалом совместного председательства. В остальном царили постоянные ссоры между западными членами альянса и их российским партнером ? "19 плюс 1", как это называлось на натовском жаргоне. 19 членов НАТО всегда приходили на совещание с русскими, предварительно согласовав и утвердив свою позицию.
В новом Совете Двадцати, в том виде, в каком он прописан в проекте, переданном НАТО российскому правительству, все должно быть по-другому: заседания будут проводиться каждые две недели, российская делегация будет заседать за большим овальным столом между португальцем и испанцем, единственным председателем будет генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, на заседаниях будет происходить открытый обмен мнениями без заранее обговоренной позиции, общей для 19-и стран.
Россия получает право вносить в повестку дня, в пункт "Разное" важные для Кремля темы. Русские также получат новые права в военном и в политическом комитетах - двух важнейших органах, которые готовят документы для Совета НАТО.
Вообще-то должны быть предусмотрены средства защиты против попыток блокировки со стороны русских. Если русские на Совете Двадцати всегда будут говорить "нет", то 19 стран должны иметь возможность принимать самостоятельное решение. Но крупный немецкий дипломат, однако, пророчит, что этого не произойдет. Никто не станет сразу же давать повод для упреков Москвы, игнорируя объявленное равенство прав.
Вне компетенции Москвы остаются, однако, решения относительно союзнических обязательств альянса. Но это не будет проблемой для русских, так как статья 5 в своей прежней редакции, составленная против Варшавского договора, отменена. Ведь бывший враг, против которого и была направлена эта взаимная поддержка, сидит за столом в Брюсселе.
Усиление позиции Москвы в НАТО, согласно анализу министерства иностранных дел, является стержнем стратегического открытия России в сторону Запада. Ради этого президент Владимир Путин готов идти на многие уступки. Если еще недавно Москва протестовала против расширения НАТО до российской государственной границы за счет запланированного на эту осень приема трех прибалтийских государств, то теперь она смирилась с этим фактом. И Путин действительно не расстроился, когда президент США Буш расторг договор от 1972 года об ограничении противоракетной обороны и начал сооружать "ракетный зонтик" над США и Канадой.
Российский президент хочет снова добиться для своей страны статуса сверхдержавы, но не противостоящей другой сверхдержаве - США, а сотрудничающей с ней. Экономику он хотел бы развивать по западному образцу, получив оценку AA. Россия должна стать энергетическим гигантом 21 столетия.
У американцев свой интерес ? он касается как военного потенциала русских для всемирной борьбы против террора, так и обеспечения долгосрочных поставок нефти и газа из Средней Азии, возможных при тесном сотрудничестве с Москвой. При встрече между Бушем и Путиным, которое состоится во второй половине мая, новое стратегическое партнерство должно быть скреплено печатью.
Через головы европейцев наводится "большой и длинный висячий мост между единственной сверхдержавой и бывшей сверхдержавой", говорится в верхах берлинского министерства иностранных дел. Из этого в будущем будут проистекать важные решения. В новом Совете Двадцати может быстро возникнуть положение "18 плюс 1 плюс 1". 18 менее крупных партнеров окажутся тогда супротив двух колоссов.
Единственным средством сохранить влияние, по мнению Фишера, могло бы оказаться значительное усиление сотрудничества западных европейцев. На недавней встрече министров иностранных дел ЕС в Испании немцы настаивали на демонстрации нового единения: осенью впервые состоятся испытания корпуса быстрого реагирования ЕС, военная безопасность Македонии будет обеспечиваться только европейскими военными. Фишер сказал, что это станет "первой большой проверкой того, на что способны европейцы".
Федеральное правительство в Берлине в прошлую среду приняло очередное стратегически важное решение. Оно одобрило первый взнос в 450 млн. евро в замороженный на долгие годы проект ЕС "Галилей", навигационную систему из 24 спутников. "Галилей" должен сделать европейцев независимыми от американской "Global Positioning System" также и в военных операциях.
Протесты из США уже начались. Частоты, на которые претендуют европейцы, нужны в военных целях самим американцам, было сказано в Вашингтоне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях