Статьи по дате

Asahi | 4 марта 2003 г.

Асама-сансо: инцидент, который изменил тележурналистику

Хироси Хамота

Само начало этого инцидента было похожим на эпизод из остросюжетного фильма.

19 февраля 1972 года пять вооруженных членов экстремистской организации "Объединенная Красная Армия" захватили здание горного пансионата Асама-сансо, расположенного недалеко от курортного города Каруидзава (префектура Нагано), и взяли в заложницы женщину.

В последующие 10 дней вокруг пансионата Асама-сансо развернулась широкое драматическое действие со своими мизансценами, кульминационными моментами и "спецэффектами", такими, как брандспойты и шары для разрушения стен. Иногда даже казалось, что здание пансионата было специально подготовлено для съемок.

Каждый момент этой напряженной драмы фиксировался телевизионными камерами.

Вся страна, прикованная к телеэкрану, затаив дыхание, следила за тем, как полиция сражается с боевиками "Красной Армии".

Рейтинг телевидения превысил 89%.

Это был решающий момент в истории Японии во второй половине ХХ столетия.

Драма, которая закончилась спасением заложницы, формировала будущее тележурналистики и характер репортажа новостей.

Все началось, когда руководители японской ультралевой организации "Красная Армия" были арестованы в своем укрытии в горах префектуры Гумма. Пять боевиков сбежали в Каруидзава и захватили здание пансионата Асама-сансо, принадлежавшего фирме по производству музыкальных инструментов "Каваи".

В заложницы была взята 30-летняя супруга смотрителя пансионата.

Натолкнувшись на мощное препятствие при попытке проникнуть в здание, полиция была вынуждена вести долгую и тщательную подготовку.

Но общественное мнение волновал только один вопрос: будет ли спасена заложница?

И единственным способом, который позволял следить за развитием событий, была телевизионная трансляция.

Осада здания продолжалась в течение долгих десяти дней.

28 февраля полиция решила, что пришло время захватить здание силой.

В то утро главной новостью, занимавшей передовые полосы всех газет, был прорыв в отношениях между США и Китаем. Жирные заголовки газет кричали: "США и Китай подписали совместное коммюнике!"

Телекомпания NHK планировала в 10:30 начать трансляцию заседания бюджетной комиссии нижней палаты парламента.

На месте драматических событий в Куруидзава был создан импровизированный корпункт, обеспечивающий постоянную связь со всеми телевизионными каналами. В нем постоянно дежурили корреспондент NHK в Каруидзава Сэйити Фунакубо и диктор Эцуро Хирата. В 9:40 они уже были готовы начать свой репортаж.

Место расположения тележурналистов было идеальным: оно находилось в 100 метрах от центра, где все происходило. Они хорошо видели, как пять вооруженных людей, удерживая заложницу, все еще продолжали возводить баррикады.

В 10:00 все телеканалы, за исключением "Канала 12" (нынешнего Tokyo TV) и Студии образовательных программ, дали прямое включение Асама-сансо в ожидании начала осады здания.

Хирата не поверил своим глазам, когда увидел, как к зданию приближается огромный строительный кран, укрытый со всех сторон бронированными пластинами. Кран тащил тяжелый шар для разрушения стен.

"Что же теперь?" ? воскликнул он.

К удивлению всех, кто смотрел эту трансляцию по телевизору, в 10:50 огромный металлический шар, диаметром в 70 см и весом в 1,7 тонны, начал рушить стены осажденного здания.

С 11:30 в течение получаса радио захлестнул поток путанных сообщений о стрельбе двух полицейских.

В 12:47 оператор телекомпании "Синэцу хосо" был ранен в ногу.

Хирата, ведя прямой репортаж, сообщал о несчастных случаях так: "Одни люди устремляются к другим и преднамеренно стреляют в них. Живая картина этой трагедии непрерывно транслируется по телевидению и приходит в каждый дом. Все это кажется слишком странным. Это пугает".

Как показали данные исследования, рейтинг NHK и коммерческих телекомпаний, ведущих эту трансляцию, в районе Канто превысил 80%.

Хисаси Хиэда, президент телекомпании TV Fuji, лично вел программу новостей и одновременно редактировал материалы, подготовленные к эфиру.

Чувствуя, что наступает критический момент, Хиэда распорядился отменить всю рекламу и плановые передачи канала.

Прямая трансляция и показ в записи драмы об освобождении заложницы заняли на канале TV Fuji почти 9 часов эфирного времени.

Был отменен показ 249 рекламных роликов ? более чем на час с четвертью эфира.

В итоге в 1972 году компания TV Fuji понесла убытки на сумму 20 миллионов иен.

Но это был не первый раз, когда TV Fuji отменяла на своем канале показ рекламы.

Говоря об Асама-сансо, Хиэда вспоминает: "В освещении этого события нам помог весь ценный опыт, который мы приобрели за время предыдущих чрезвычайных ситуаций, таких, как волнения в Токийском университете и угон самолета в Пхеньян".

В январе 1969 года активисты студенческого движения захватили зал Ясуда в Токийском университете. Япония тогда переживала весьма бурный период.

Хиэда связался с коммерческим отделом. "Мы не должны транслировать рекламу в такое время, - сказал он - Подумайте о том, что трагедия может коснуться каждого из нас, в том числе и наших спонсоров".

Телекомпании TBS и NET (теперь Asahi National Broadcasting Co.) последовали примеру TV Fuji.

Компания NTV отменила необычайно популярную в то время мультипликационную программу о бейсболе "Кёдзин-но хоси", эфир которой был запланирован на 18:00.

У спонсоров телекомпаний не оставалось иного выбора, кроме как следить по телевизору за событиями в Асама-сансо и не отвлекаться на иные темы.

В 18:15 полиция наконец-то сообщила о том, что заложница спасена.

Через несколько минут все пять боевиков "Красной Армии", в том числе и самый молодой, которому было всего 16 лет, были задержаны.

В 18:26 рейтинг телевидения достиг максимума ? 89,7%.

Только каналу TV Fuji, который использовал переносные камеры, удалось снять крупным планом задержанных, когда их вели к полицейским машинам.

Студия TV Fuji, в которой сотрудники готовили эфир, взорвалась от криков радости и аплодисментов.

Инцидент в Асама-сансо стал чрезвычайно важным для телевидения во многих отношениях.

Это событие побудило диктора NTV Ясуси Kуно изменить свою карьеру. Он стал репортером и продолжал следить за расследованием инцидента.

Опыт, который приобрел во время освещения этих событий оператор NTV Ко Тагути, еще более укрепил его веру в могущество телевидения.

"Прежде всего, телевидение должно быть реалистичным, - говорит он, - Камера позволяет уловить истинный характер человеческой природы".

Освещение инцидента в Асама-сансо также бросило вызов укоренившемуся мнению о том, что качество телевизионного обозрения значительно уступает качеству газетного репортажа.

Чувство гордости за еще одно обретенное преимущество охватило всю телевизионную индустрию.

В то время на канале TV Fuji ежедневной программе новостей отводилось в эфире менее часа.

Компания старалась уклоняться от программ новостей, которые были дорогостоящими и имели незначительную финансовую отдачу.

Но после инцидента в Асама-сансо положение существенно изменилось.

Новостям стало отводиться наибольшее количество времени, и спонсоры мчались наперегонки, чтобы поддержать эти программы.

Источник: Asahi


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru