The Independent | 4 марта 2008 г.
Европа против супербогатых
Шон О´Грейди
Сегодня Европейский союз объявит войну Лихтенштейну, Монако, Андорре и Швейцарии. Устав от того, что там теряются налоги на миллиарды евро, Совет министров финансов и экономики 27 стран ЕС - Ecofin - проводит совещание в Брюсселе с целью согласовать стратегию по контролю над европейскими "налоговыми оазисами".
Главным оружием правительств станет усиленный вариант принятой в 2005 году директивы ЕС о налогообложении - как оказалось, армии бухгалтеров, юристов и специалистов по налогам легко находили лазейки в предыдущем документе.
По настоянию Петера Штайнбрюка, министра финансов Германии, следующая директива постарается залатать имеющиеся дыры. Штайнбрюк утверждает, что уклонение от налогов ежегодно обходится Германии примерно в 30 млрд евро (23 млрд фунтов). Сходную сумму теряет и Великобритании. В целом же ЕС, возможно, недосчитывается 100 млрд евро (77 млрд фунтов) ежегодно.
Ставки высоки. Однако эксперты по налогообложению скептически оценивают перспективы грядущего наступления. Как заявил вчера Майк Вэрбартон, старший партнер фирмы Grant Thornton, он и его фирма осуждают уклонение от налогов, поскольку оно является незаконным, однако "уклонение от налогов - вторая древнейшая профессия, и бороться с ней так же сложно, как и с первой. Офшоры останутся, и там огромное количество денег. Если ликвидировать подобные места в Европе, деньги уйдут в Дубай и Сингапур".
Однако европейские правительства не разделяют пораженческих настроений и наращивают вооружения. Германская спецслужба BND заплатила около 4 млн евро бывшему сотруднику крупнейшего в Лихтенштейне банка LGT за список, в котором фигурируют около 900 немцев, уклоняющихся от налогов. Самый высокопоставленный из них - глава почтового концерна Deutsche Post Клаус Цумвинкель, из-за скандала ему пришлось подать в отставку.
Британская служба налогов и сборов заплатила за информацию, касающуюся примерно ста человек, которые в общей сложности должны Великобритании ни много ни мало 100 млн фунтов. В выходные появилась информация, что министр финансов Алистер Дарлинг нацелился на Монако с почти личной неприязнью, пригрозив взимать пошлину с переводимых туда средств, если упрямое княжество откажется капитулировать. Другие страны - начиная от Ирландии и заканчивая Чехией - также активизировали борьбу с налоговыми потерями, начав отслеживать нарушителей по документам и пригрозив банкам наказанием за мошенничество.
По сути, масштабы уклонения от налогов и прямого мошенничества в этой области таковы, что Дональд Рамсфельд мог бы назвать их "известной неизвестностью". Все знают, что деньги в подобных странах крутятся в безумных количествах, однако сложно сказать, сколько их конкретно и где находятся эти средства.
Финансы утекают туда, где налоги достаточно низкие или отсутствуют в принципе и где гарантирована тайна происхождения капиталов. На принадлежащих Великобритании Каймановых островах, население которых в основном занимается торговлей с туристами и рыболовством, в офшорах насчитывается 1,4 трлн долларов (700 млрд фунтов) - в том числе 400 млрд долларов (150 млрд фунтов) хеджевых фондов. По последнему показателю острова занимают третье место в мире. Крошечное государство Науру в Тихом океане, известное экспортом гуано, в последние годы приняло примерно 70 млрд долларов (35 млрд фунтов) из России. Почему это случилось, догадаться несложно. "Трио" британских оазисов - острова Джерси, Гернси и Мэн - привлекло около 1 трлн долларов (500 млрд фунтов), причем большая часть этих денег имеет британское происхождение.
В целом фонды, которые частные лица размещают в офшорах, оцениваются по-разному - от 7 трлн долларов (3,5 трлн фунтов) до 12 трлн долларов (6 трлн фунтов). Эти огромные капиталы скрывают 250 млрд долларов (125 млрд фунтов), которые в случае возвращения на родину должны пойти на общественные расходы. Этого было бы достаточно, чтобы, например, реализовать к 2015 году многие из поставленных ООН "Целей развития тысячелетия".
А насколько больше уходит в офшоры корпоративных доходов? В десятки раз? В сто раз? В любом случае, такие фундаментальные перспективы, как победа над мировым голодом, которые обычно называют пустыми мечтаниями левых, неожиданно оказываются реалистичными. Принимаемые меры как минимум способны облегчить налоговое бремя, которое несет весь остальной мир.
Одна из причин, по которой налоговые оазисы перешли к обороне, - вмешательство решительных министров финансов. Другая причина - преступность. Львиная доля денег, попадающих в офшоры, связана с незаконной международной наркоторговлей, с коррупцией, присвоением средств и терроризмом. Там деньги отмываются, что крайне раздражает правительства других стран, и поступают на текущие счета террористов.
Мишель Комдессю, бывший глава МВФ, оценивает объем отмываемых средств в 2% от мирового ВВП - то есть примерно в 2,1 трлн долларов (1 трлн фунтов). Диктаторы-клептоманы, от Мобуту до Мугабе, знали, куда прятать средства. Знает это и "Аль-Каида". Связанные с отмыванием денег организации вряд ли станут отчитываться о прибыли перед собственными налоговыми органами, даже если уплачивать налоги с нее не придется.
Деятельность преступников толкнула на борьбу с налоговыми оазисами многие правительства. Например, в 2000 году Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала черный список из 35 государств, "не идущих на сотрудничество" в области налогообложения. Были приняты меры по борьбе с ними.
Сейчас черный список сократился до трех стран: Монако, Лихтенштейна и Андорры. США, обычно выступающие в поддержку "налоговой конкуренции" и имеющие собственный мини-оазис в Делавэре, переменили отношение к ним после 11 сентября. Барак Обама поддержал "закон о преследовании офшоров" в Конгрессе, однозначно показав, что времена изменились.
"И что они собираются сделать - прислать танки?" - удивился вчера один из специалистов по налогообложению, комментируя планы ЕС. Смеем надеяться, что нет. Однако официальные санкции, пошлины и общее стремление усложнить жизнь налоговым оазисам явно будут иметь место. Боевые действия начались.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях