Le Temps | 4 марта 2008 г.
Россия: загадочная передача власти
Жорж Нива
Сегодняшняя стабильность стоит авторитарной власти, казалось бы, говорит результат воскресных выборов в России. Две трети авторитаризма и одна треть демократии - вот, пожалуй, спасительная микстура для страны, которая слишком велика, чтобы быть готовой к местной автономии
Если верить тому, что можно прочитать и услышать у нас на Западе, сегодняшняя Россия построила гигантскую потемкинскую деревню с псевдовыборами, псевдоконституцией и псевдопередачей власти. Диссидент Аркадий Белинков в 1970-х писал, что у свободы в России всегда счет идет на часы: на Сенатской площади 14 декабря 1825 года было пять часов, между февралем и октябрем 1917 года - 8 месяцев. А между 1991 годом и сегодняшним днем?
За восемь лет правления Ельцина страх исчез, на местных выборах установился плюрализм, империя развалилась без войны (Чечня - исключение, к тому же это территория внутри России), однако приватизация обернулась грабежом, пенсии не выплачивались до первого срока Путина, регионы балансировали на грани диссидентства, возник терроризм и в ответ - несоразмерные репрессии, а дефолт 1998 года всех практически разорил.
В течение восьми путинских лет культура совершенно свободно процветала, несмотря на некоторую "голливудизацию", однако к некоторым журналистам, занимавшимся расследованием скандалов, вернулся страх, и от периода интенсивного обучения свободе слова сегодня осталось одно свободное радио, "Эхо Москвы", которое слушают повсюду, новости Euronews, которые каждое утро ретранслирует канал "Культура", да оппозиционная "Новая газета" (где работала Анна Политковская). Кроме того, есть, конечно же, российский интернет, абсолютно свободный и постоянно разрастающийся, доступ к нему имеет половина россиян. Иными словами, тот, кто хочет быть свободным и получать информацию, находит такую возможность, проблема в том, что подавляющая часть россиян к этому не стремится - уже или еще; им дороже вновь обретенная стабильность.
Почему? Свобода идет бок о бок с ответственностью, а русский человек не готов ко всей полноте ответственности. Огромная и малонаселенная (это главная проблема ближайших десятилетий) российская территория не готова к местной автономии, исключающей беспорядок. Для большинства граждан итоги восьмилетнего правления положительны. Полученные новым президентом 70% голосов не взяты с полотка - такой результат соответствует данным опросов, проведенных "Левада-Центром".
Конечно, с точки зрения прав человека Россию не назовешь образцом для подражания. Чего стоит хотя бы череда нераскрытых убийств, начавшаяся еще при Ельцине убийством отца Александра Меня. Каждую субботу на радиостанции "Эхо Москвы" журналистка Юлия Латынина с потрясающей откровенностью рассказывает о скандалах, о шантаже, которому подвергается тот или иной журналист. Хроника убийств, даже в кругах, близких власти, поражает. Как говорит Латынина, приказы президента далеко не всегда выполняются. Может быть, "диктатура закона", провозглашенная в начале его первого срока, станет делом уже премьер-министра Путина? На прошлой неделе генерал, отвечающий за строительство квартир для армейского личного состава, застрелился после вызова к своему министру. Иногда протест исходит от простых людей, как, например, случилось в Бутово, где в один прекрасный день они увидели, как их гаражи и домики были сметены бульдозерами застройщиков. Об этом совершенно спонтанном протесте рассказывали все СМИ. Ни одна оппозиционная партия их не организовывала.
Оппозиция? Либеральные партии так и не сумели объединиться - даже когда им приставили нож к горлу. Явлинский, Касьянов, Каспаров, Немцов в одиночку не могут ничего. Остается одна истинная оппозиция, Коммунистическая партия, не запрещенная Ельциным (в чем его упрекали) и успешно возглавляемая Зюгановым (близким другом покойного диссидента Александра Зиновьева).
Стабильность позволила возобновить проекты, приобрести квартиру, дом - все то, что способствует возникновению среднего класса. Забота о судьбах России позволила вновь обрести гордость после нескольких лет унижения и поучений со стороны Запада. Фильмы о войне, возмущение европейской политикой на Балканах, возвращение праха белого генерала Деникина; в связи с этим часто цитируют стихотворение Пушкина "Клеветникам России", написанное в 1831 году после подавления польского восстания.
Президент Путин заявил, что распад СССР был катастрофой. Но это не более чем слова, речь не идет о вооруженном реванше, свидетельство тому - недавний визит украинских президента и премьер-министра. Империя исчезла без единого пушечного выстрела (переговоры о цене на газ - совсем не то же самое). Но сплотить нацию вокруг воспоминаний об империи оказывается не так-то просто. Сегодняшняя Россия использует для этого безобидные и трогательные пропагандистские методы. Проект президента Путина "Русский мир" призван собирать и распространять русскую культуру, в частности, среди миллионов русских, живущих за пределами России. Для этого привлекаются Рахманинов, Бердяев и вся плеяда русских деятелей культуры. Кто станет на это жаловаться?
Да, нынешняя Россия берет "реванш", экономический и культурный, но не империалистический. Да, некоторые российские либералы сожалеют о том, что "цветные революции" (как на Украине и в Грузии) не "проецировались" на Россию, но большинство, даже среди интеллектуалов, осознают, что "оранжевая революция" на Красной площади решит меньше проблем огромной страны, чем создаст новых (да и сама Украина сегодня далека от "оранжевой революции" декабря 2004 года).
Французский историк Жорж Соколов написал книгу о России, "бедной державе", этой парадоксальной стране: богатой и бедной одновременно, единой в своих порывах и очень разноликой по образу жизни. Такое внутреннее противоречие позволяет многое понять в России: города разительно изменились за десять лет, а в сибирской деревне все еще ездят на телеге, запряженной лошадью, в то же время в деревенской школе и во многих сельских домах появился компьютер... Такое сосуществование эпох и менталитетов нам неведомо.
Существует и националистически настроенная интеллигенция. Горячую полемику вызвал фильм "Смерть империи. Византийский урок", созданный архимандритом Тихоном, по слухам являющимся духовником Путина. Византийский урок заключается в том, что Россия, наследница Византии с точки зрения православия, не должна съеживаться, бездейственно ожидая, пока ее разграбят крестоносцы... 1452 год многим русским известен не хуже 1812: именно тогда латинский Запад дважды нападал на греко-православный Восток! Эта история, у нас забытая даже в учебниках, до сих пор жива в русской памяти: два века монголо-татарского ига, Смутное время (1584-1613), захват Кремля поляками в 1612 году, не говоря уже о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, напоминания о которой встречаются на каждом шагу.
Византийский урок состоит в том, что нельзя отказываться от своей "русскости". Историк-либерал Юрий Афанасьев подверг фильм резкой критике, назвав его "гадким". Но бывший депутат Госдумы, историк Наталья Нарочницкая - его яростная сторонница. "За что и с кем мы воевали?" (во французском переводе книга называется "Что осталось от нашей победы?" - Прим. ред.), вопрошает Нарочницкая в своей последней книге: она пишет о победе 1945 года, добытой ценой огромных потерь, которые навсегда останутся в российской памяти. В ее книге иногда можно встретить ошеломляющие высказывания: прокурор Вышинский во время большой чистки 1937 года возродил "буржуазное понятие" вины, Ленин очень устраивал Запад, а Сталин совсем не устраивал, потому что первый хотел разрушить Россию, а второй ее восстановить... Автор оперирует геополитикой, осуждает возобновляющуюся сегодня "демонизацию" России... Эта книга полна лукавства, но она дает представление о нынешней российской озлобленности. Марк Ферро в своей недавней книге показал нам, что озлобленность играет определенную роль в истории, а в российской истории эта роль очень велика.
Отсюда можно сделать вывод о выборах 2 марта 2008 года: сегодняшняя стабильность стоит авторитарной власти. Две трети авторитаризма и треть демократии - спасительная микстура, потому что неизвестно, что случится, если каждая частичка огромной России эмансипируется. Отсюда и нынешняя память, культивируемая режимом, СМИ, общественностью, память, в которой находится место и для Ленина, и для Николая II, канонизированного Церковью в ранге мученика, и для его тещи из Дании, принятой с королевскими почестями... Отсюда и два гимна, два флага, возрожденное двуначалие государства и Церкви, но с гораздо более независимой Церковью, чем во времена обер-прокурора Священного Синода! Отсюда и Сталин, оказывающийся бок о бок с жертвами ГУЛАГа на книжных полках, заваленных новыми публикациями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях