InoPressa: тема дня | 4 марта 2011 г.
Каддафи уже "пересиживал" санкции и даже бомбардировки
Обзор прессы
Ливийские повстанцы надеются на международную помощь, однако мировое сообщество демонстрирует сдержанность. Министр обороны США Гейтс сделал неожиданное заявление, что посылать сухопутные силы за границу - безумие. Пресса обсуждает "крепкие нервы" Муаммара Каддафи, судьбу его тайных богатств, а также оружия, разворованного со складов.
Муаммар Каддафи сидит в своем шатре в Триполи, грозит восставшему народу в многочасовых речах и спокойно тянет время - кадры о ситуации в стране, похоже, ливийского диктатора не особенно тревожат, пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung. Между тем повстанцы контролируют восток страны, сформировав в городах Бенгази и Байда гражданские советы и что-то вроде революционного правительства.
Оправившись от первого шока, вызванного революционным напором и стремительностью, диктатор целенаправленно занялся стабилизацией своего пошатнувшегося господства. Продвижение восставших остановилось к Западу от Бенгази. Самолеты, поднятые по приказу Каддафи, атакуют близлежащий нефтяной город Брегу. "Стремительно начавшаяся революция, направленная на свержение одного из самых кровожадных диктаторов арабского мира, грозит угаснуть на полпути", - констатирует баварское издание. Повстанцы надеются на международную помощь под эгидой ООН, однако мир демонстрирует сдержанность, аргументирую свою позицию тем, что любая военная операция может лишить легитимности ливийскую революцию, а международные силы могут оказаться втянутыми в войну в арабо-исламском мире. И эту войну не выиграть.
Между тем, пишет автор статьи Томас Авенариус, у Каддафи достаточно опыта в общении с международным сообществом. Будучи сторонником террористических организаций всех мастей, он неоднократно "пересиживал" санкции и даже американские бомбардировки. Это не мешало ему после достижения политических компромиссов вновь становиться "другом" Запада и одним из важнейших нефтяных поставщиков Европы. "Он делает ставку на время, разрозненность политической оппозиции и короткую память зависимого от нефти Запада", - утверждает обозреватель.
Вашингтон и его союзники уже начали намекать на силовой ответ на ливийский кризис, пишет журналист Financial Times Ричард Магрегор, но на этом фоне министр обороны США Гейтс публично заявил: если в будущем какой-нибудь министр обороны посоветует президенту послать крупные наземные силы Соединенных Штатов в Азию, Африку или на Ближний Восток, то "этому министру придется проверить, все ли у него в порядке с головой", как изящно выразился генерал Макартур". И это тот самый Гейтс, который руководил наращиванием американских контингентов в Ираке, а затем в Афганистане.
Фраза Гейтса, прозвучавшая в его лекции для курсантов академии Вест-Пойнт, не привлекла особого внимания прессы, отмечает корреспондент, "но вкупе со странно-трезвыми дебатами в Вашингтоне о том, как США следует реагировать на эпохальные перемены на Ближнем Востоке, эта фраза - лаконичный знак новой эры во внешней политике США".
Когда-то республиканцы считали тему национальной безопасности в Вашингтоне своим коньком. Но в нынешней обстановке мало кто желает оспаривать реакцию Обамы на кризис. Америка кардинально изменилась: она отягощена рекордным дефицитом бюджета и хронически устала от интервенций. В этом контексте заявление Гейтса, что посылать американскую пехоту за границу - безумие, выглядит как прописная истина, пишет FT.
Военный вариант в Ливии не исключается, но Италия не примет в нем участия, сообщает La Stampa. Италия может предоставить свои базы в ходе военной операции против Триполи, но только после принятия резолюции СБ ООН. Поскольку Договор о дружбе между Италией и Ливией все еще действует, "во исполнение принципов международного права Италия не будет использовать и не позволит использовать свою территорию для осуществления враждебных акций против Ливии".
На заседании Комитета по безопасности министр иностранных дел Фраттини сообщил, что в возможной военной операции США и Великобритания также не будут принимать участие. Генеральный секретарь НАТО Расмуссен поручил военным властям изучить возможную роль Североатлантического блока в урегулировании кризиса: оказание гуманитарной помощи, поддержка эмбарго на поставки оружия, возможное создание зоны, запрещенной для полетов. США считают эту операцию крайне рискованной, подчеркивает издание.
The New York Times один из комментариев по Ливии посвящает битве за контроль над ливийским фондом суверенного богатства с его активами на 70 млрд долларов. Фонд располагает кругленькой суммой наличности и владеет долями в ряде элитных европейских компаний, включая британский издательский дом Pearson (издающий Financial Times и Economist) и итальянский футбольный клуб "Ювентус", пишет издание. Фонд служил впечатляющей "визитной карточкой" для своего основателя Саифа аль-Ислама Каддафи, сына ливийского правителя, который одно время слыл реформатором по сравнению со своими родственниками.
США заявили о намерениях заморозить все активы Ливийского инвестиционного управления, контролируемые американскими учреждениями, правда, публично не были упомянуты никакие конкретные банки или активы. Британские чиновники говорят, что не позволят ливийскому фонду продать и репатриировать его активы. Но остается неясным, в какой мере режим полковника Каддафи может получить доступ к средствам фонда.
Источники в банках полагают, что часть наличности наверняка находится под управлением инвестбанков, которые усердно обхаживали фонд вскоре после его создания. Но, добавляют они, вполне возможно, что львиная доля активов лежит в ливийских банках, поскольку Ливия неоднократно подвергалась санкциям со стороны Запада. Номинальный глава фонда - опытный банкир Мухаммад Х.Лайас, но реальная власть принадлежала заместителю главного управляющего Мустафе Зарти - близкому другу Саифа аль-Ислама, пишет газета.
Еще один материал в The New York Times рассказывает об опасениях экспертов по безопасности, что разграбленное ливийское оружие может попасть к террористам. "Фото- и видеокадры восстания показывают, что гражданское население имеет на руках полный набор вооружений ливийской армии, в том числе SA-7 - переносные зенитные ракетные комплексы первых поколений из того же семейства, что и более популярный Stinger. Их попадания в руки террористов разведслужбы давно опасались", - отмечает автор статьи Чиверс.
На кадрах также видны большие группы молодых людей, вооруженных всевозможным легким стрелковым оружием, простым в обращении, включая винтовки и пулеметы. Кроме того, можно рассмотреть мины, гранаты и некоторые противотанковые ракеты.
Основная угроза, поясняют аналитики, состоит не в том, что мятежники используют имеющееся оружие, например, против самолетов. Но эти ракеты на черном рынке стоят не менее нескольких тысяч долларов, и искатели легкой наживы могут продать их третьей стороне, и таким образом они окажутся на подпольном рынке.
Оружие, растащенное со складов за последние дни, подтверждает, что, несмотря на международные санкции, Ливия приобретала вооружения у многочисленных продавцов из бывшего восточного блока. В статье упоминаются винтовки румынского, венгерского и российского происхождения, а также китайские боеприпасы.
Московский корреспондент Le Monde анализирует реакцию на ливийские события в России. 21 февраля идеолог прокремлевского молодежного движения "Наши" в своем блоге расхвалил Муаммара Каддафи, который "показал всему миру, как нужно обходиться с провокаторами, которые стремятся к перевороту, дестабилизации и гражданской войне": "Он начал их уничтожать. Ракетами и всем, что есть в его распоряжении. И это самый верный путь к прекращению применений американских "революционных" технологий, - цитирует издание. - Молодец полковник Каддафи. Всем бы так".
"Возможно, идеолог "Наших" - и православный христианин, но другую щеку подставлять он явно не намерен, - отмечает Мари Жего. - Расстреливать толпу в случае возникновения угрозы для "вертикали власти" - по его мнению, правильное решение. Тем более что эти "арабские революции" импортированы - их организовал в Вашингтоне Google, как заявил недавно второй человек в российском правительстве Игорь Сечин".
"Ошарашенная происходящими событиями российская элита прибегает к теории заговора для объяснения причин войны на Кавказе и арабских революций", - пишет журналистка. "Наши" не могли не принять активного участия в этой игре в конспирологию, но в результате оказалось, что резкие заявления Бориса Якеменко идут вразрез с официальной позицией. "Неужели он перешел в оппозицию? Нет, просто поспешил. 25 февраля президент Дмитрий Медведев дал понять, что не одобряет действия ливийского руководства. Анонимный источник в его администрации уточнил, что "с самого начала" президент негативно оценивал действия ливийских властей".
"Мог бы сказать раньше! - иронизирует Жего. - "Нашим" тут же пришлось убирать текст со своего сайта, а автору - придумывать смягченную версию в свете "нового мышления". Но у Кремля много башен, и башня, на которую ориентируются "Наши", называется Владимир Путин, а премьер и "национальный лидер" как раз очень туманно высказался о кризисе в Северной Африке, не осудив диктаторов, но выразив опасения, не придут ли к власти "радикальные группировки".
В России всегда недоверчиво относились к революциям. Определенно, прав академик Юрий Пивоваров: страна предпочитает тиранов освободителям, резюмирует Мари Жего.
Также по теме:
Ливийские повстанцы боятся мести Каддафи (Die Welt)
Он стал "Королем королей" благодаря эскорт-герл Берлускони (La Repubblica)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях