Der Spiegel | 4 марта 2014 г.
"Русские должны остаться"
Беньямин Биддер
Лишь немногое в Крыму, вроде большого плаката "Вы прибыли на территорию Украины" в здании аэропорта Симферополя, напоминает о том, что полуостров принадлежит Украине. Если выйти на улицу, пишет обозреватель немецкого издания Der Spiegel Беньямин Биддер, можно запросто забыть о том, что Крымом пока что формально управляет Киев, а вовсе не Москва. Так, украинская милиция не показывается на улицах вот уже несколько дней, "новые силы правопорядка носят каски и вооружены автоматическим оружием, на зеленом камуфляже захватчиков нет никаких знаков отличия, а на КамАЗах, на которых они приехали, нет номеров". Никто в Крыму, отмечает журналист, не сомневается, что это российские морские пехотинцы.
Местное население, более чем на 60% состоящее из русских, уже более-менее привыкло к новой ситуации. 30 марта крымчане на референдуме будут определять дальнейшую судьбу полуострова. Кремль уверен, что большая их часть проголосует за более тесную дружбу с Россией, однако, как подчеркивает Биддер, действительно "сильных симпатий по отношению к России в Крыму в прошлом не наблюдалось". Опросы общественного мнения за 2012 год, например, показывают, что только 38% жителей полуострова желали присоединения к Российской Федерации, в то время как 40% выступали за идею широкой автономии в составе Украины.
На центральной площади Симферополя, говорится в репортаже немецкого журналиста, кто-то повесил плакат: "Лучше с Россией, чем с этой Украиной". Аналогичного мнения придерживается и 53-летний крымчанин Александр Рашупкин. "Мы не хотим, чтобы здесь появились западноукраинские националисты, - рассказывает железнодорожник, временно вступивший в дружину по охране правопорядка. - Путин поступил правильно, он предотвратил возможное кровопролитие". А вот проходивший мимо человек, представившийся Виталием и оказавшийся владельцем маленького магазина строительных материалов, заявил, что "не все тут хотят в Россию". Лично он, подчеркивает издание, боится репрессий со стороны новых хозяев, ведь на прошлой неделе, когда в Симферополе на улицу вышли сторонники и противники "майданного правительства", отец четверых детей был на стороне Майдана. "Нас было вдвое больше, чем русских, - недоумевает Виталий. - Но потом они ночью прислали военных". Кремль, обращает внимание Der Spiegel, оправдывает свое военное вторжение опасностью для русскоязычного населения. Однако, как признается Виталий, он "никогда не видел, чтобы русских здесь притесняли". Путин же, по его словам, "подлец, который вместо того, чтобы помочь Украине, использует ее слабость в своих целях".
Прежде всего, пишет Биддер, российской интервенции рады в Севастополе, где находится российская военно-морская база, в других же, более северных областных центрах вроде Симферополя на российских военных смотрят несколько иначе. 21-летняя студентка-экономист Светлана, например, считает, что "Россия не является гарантией того, что проблемы местного населения будут решены". В связи с этим, уверена девушка, выступающая за автономию, "люди должны взять свою судьбу в свои руки", к тому же Россия является для нее "чужой страной, которая всегда будет смотреть на них как на граждан второго сорта". Но украинские националисты, признается Светлана, пугают ее. "Также я не понимаю, почему они навязывают нам украинскую мову, ведь в Крыму на украинском практически никто не говорит". 30-летний программист Дмитрий по национальности русский, однако своей родиной он считает Украину. Дмитрий работал в России и не хочет, чтобы в Крыму было так же, как там, он хочет жить в свободной стране. В России же, по его словам, "его русским друзьям, когда те хотели обсудить Путина, приходилось говорить несколько тише и следить за тем, чтобы никто не подслушивал".
Еще одной студентке по имени Кристина также не нравится, что улицы ее города "патрулируют чужие солдаты с оружием". "Но если уж они действительно следят за тем, чтобы все прошло мирно, то они должны остаться", - добавляет Кристина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях