Статьи по дате

The Washington Post | 4 мая 2000 г.

Кризис власти на российском Дальнем Востоке

Шарон Лафраньер

Татьяна Лактионова, главный судья живописного уголка Дальнего Востока - Приморского края - не входит в лифт, предварительно не оглянувшись назад. Ее соседи настороженно относятся к подозрительным пакетам. Два года назад она отправила свою младшую дочь жить в другой город.

По ее словам, все эти действия имеют под собой реальные основания. Лактионова стала поперек дороги полновластному губернатору Приморья, а, как считают некоторые местные бизнесмены, журналисты и судьи, это чревато серьезными последствиями.

51-летний губернатор Евгений Наздратенко, бывший угольный босс, открыто пренебрегает законами, которые, по его словам, не идут на благо региону. Его оппоненты утверждают, что он играет определяющую роль в назначениях бизнесменов и политиков и контролирует большинство СМИ в Приморье.

Наздратенко - не единственный подобного рода феодал в России. Другие губернаторы - всенародно избранные, имеющие хорошие политические позиции и обладающие иммунитетом от судебного преследования - своими злоупотреблениями также снискали себе подобную репутацию. Как держать их в узде - вот одна из основных проблем, стоящих перед Владимиром Путиным, если он хочет решить задачу по восстановлению кремлевского влияния и возвращения в страну иностранных инвесторов, чьи средства необходимы для возрождения России.

В Приморье критики противостоят Наздратенко, действуя на свой страх и риск. Журналисты, бизнесмены, депутаты местной законодательной власти и даже британское правительство требовали проведения расследования его действий - но все бесполезно. Бывший президент Борис Ельцин однажды попытался его сместить и потерпел неудачу. По словам политических противников, они подвергаются безжалостной травле со стороны правительственных органов Приморья. Прошлой осенью юрист, собиравший доказательства против губернатора, погиб в результате взрыва бомбы.

Наздратенко особенно не нравится решения, выносимые судьей Лактионовой по делам, касающимся проблем судоходства и рыбной ловли. По ее словам, он однажды угрожал по телефону принять "меры" против нее.

Три десятка находящихся в ее подчинении судей столь обеспокоены оказываемым давлением, что в прошлом месяце объявили голодовку, надеясь привлечь внимание проходящего в Москве заседания коллегии судей.

"Это на самом деле уже больше не Российская Федерация,- заявил президент Приморской судоходной компании и основной соперник Наздратенко на прошлых губернаторских выборах Александр Кириличев. - Это другая страна".

Сейчас губернаторы, подобные Наздратенко, привыкли делать все по своему. В ходе второго срока пребывания Ельцина у власти они медленно, но верно отбирали у федерального центра все больше полномочий. Более того, Путин - их политический должник. Если бы они не оказали ему столь решительную поддержку, он мог бы не смог одержать победу на выборах.

И все же если Путин - как он утверждает - хочет установить в стране власть закона, он вряд ли сможет игнорировать некоторые моменты в их поведении. С согласия или попустительства губернаторов, компании лишаются своих активов, а их руководителей отстраняют от должности. С 1997 года иностранные инвестиции сократились приблизительно наполовину, а международные банки и западные лидеры, такие как президент Клинтон, предупреждают, что коррупция угрожает подорвать основы российского общества.

Путин признал, что Россия и инвесторы должны руководствоваться в своей деятельности только законами. В заявлении, опубликованном на кремлевском сайте в Интернете - это единственное письменное отражение планов Путина - подчеркивается, что некоторые региональные лидеры пытаются поставить себя выше закона и интересов государства. Один официальный представитель Кремля недавно заявил московской газете "Коммерсант", что помощники Путина рассматривают вопрос о расширении президентских полномочий в вопросе отстранения от должности губернаторов, возможно даже с нарушением конституции.

Это, видимо, потребует расходования значительной части политического капитала, и у Путина есть более тонкие рычаги, которые он, в случае необходимости, может задействовать. По мнению политического эксперта Андрея Пионтковского, в Путине слишком много от системы, чтобы он с ней боролся. Другие обращают внимание на более обнадеживающие признаки.

"Сейчас центр становится более сильным по сравнению с регионами, - считает политический эксперт московского фонда Карнеги Николай Петров. - Похоже на то, что центр пытается найти кандидата на показательную порку с целью предупредить, что федеральные законы нарушать нельзя.. Я лично чувствую, что одним из лучших кандидатов является Наздратенко".

Архитектура и месторасположение резиденции Наздратенко подчеркивает его независимость: она выглядит как копия московского Белого дома. С момента назначения Ельциным в 1993 году, Наздратенко дважды одерживал блестящие победы на выборах главы региона, по размерам немного меньшего чем штат Висконсин. На неоднократные просьбы дать интервью нашему корреспонденту он отвечал отказом.

Он контролирует не только региональные структуры, но и большую часть федерального аппарата, включая правоохранительные органы. Владивосток тоже возглавляет его назначенец, поскольку за последние три года 700-тысячный город не смог избрать себе мэра.

Несмотря на 16 выборных кампаний, в городе нет городского совета. Это единственный город в России - за исключением охваченной войной Чечни - где отсутствует законодательный орган. Избирком, возглавляемый союзником Наздратенко, объявил состоявшиеся выборы недействительными.

Оппоненты Наздратенко кричат о серьезных нарушениях. По словам Виктора Черепкова, его сына посадили в тюрьму на три года из-за того, что он отказался снять свою кандидатуру на пост мэра. Кириличев утверждает, что в течение однако года его компанию проверяли не менее 20 раз. "Не успеют уйти налоговые инспекторы, как приходят сотрудники таможенной службы, - говорит он. - Положение ужасное".

Большинство СМИ тоже служат Наздратенко. Региональное правительство является совладельцем большинства приморских газет. По словам редакторов популярной владивостокской радиостанции "Радио Лемма" им ежедневно приходится расплачиваться за свою независимость. Во время проведения выборов радиостанция была выселена из своего городского офиса - под предлогом неуплаты арендной платы - и в течение месяца не выходила в эфир. Главный редактор радиостанции Валерий Муравьев заявил, что одного из его репортеров сильно избили, его дочь похитили, а сам он подвергся на улице нападению со стороны шести человек.

Портфель Муравьева полон видеопленок, на которых подробно записана хроника преследований. Но он ничего не ждет от прокурора. "Сейчас я могу сказать, что не верю никому из местных властей, - подчеркнул он. - В Приморье власти подконтрольны только Наздратенко, это - гангстеры".

Наздратенко рассматривает такие отрасли, как судоходство и рыбная ловля своей вотчиной. Хотя он и представляет себя их спасителем, критики считают, что экономические перспективы Приморья утрачены.

Владивосток, расположенный на расстоянии всего 160 км. от Китая и отделенный от Японии лишь морем, представляет собой порт, имеющий хороший торговый потенциал. Однако его разрушенные тротуары, пустые портовые причалы и ветхие здания говорят лишь об упадке.

Регион, который, по мнению экспертов, может стать одним из богатейших в России, не может себе позволить обогреть школы зимой и сильно зависит от дотаций из Москвы. Иностранные инвесторы уходят: в прошлом году они вложили в регион около 40 млн. долларов, в то время, как в 1997 году - 94 млн. долларов.

"Кто будет сюда вкладывать деньги, если компании поставлены на колени...и везде царит атмосфера страха?" - задает вопрос Шарон Конвелл, представляющий интересы миллиардера Кеннета Дарта (один из крупнейших российских инвесторов и акционер Приморской дальневосточной судоходной компании).

Наздратенко признает, что иногда выходит за рамки закона, но, по его словам, лишь для защиты промышленности региона от разрушительной деятельности несостоятельный судей, алчных иностранных акционеров и российских конкурентов.

По его словам, он был вынужден прибегнуть к помощи правоохранительных органов, чтобы остановить судебных исполнителей по одному делу; в противном случае они продали бы рыболовную фирму "по цене подержанной иномарки".

"Возможно, это решение с моей стороны полностью не соответствовало закону, но, поверьте мне, через три-четыре года жизнь подтвердит его правильность", - подчеркнул он в одном из заявлений.

Один из его наиболее дерзких шагов был направлен против Эндрю Фокса - британского почетного консула и брокера, который, по его словам, инвестировал в Приморье 50 млн. долларов. Фокс утверждает, что прошлым летом губернатор вызвал его в свою резиденцию и потребовал пересмотреть результаты недавнего совещания акционеров, на котором иностранным инвесторам были предоставлены большие полномочия в Дальневосточной судоходной компании, и позволить ему назначить своего председателя; в противном случае он угрожал Фоксу тюрьмой.

Пресс-секретарь Наздратенко опроверг сведения о том, что губернатор угрожал Фоксу, а российское правительство - по словам Фокса - заявило британским официальным лицам, что сообщения Фокса не подтвердились. В конце концов, союзникам Наздратенко удалось установить свой контроль над правлением Дальневосточной судоходной компании, а Фокс увез семью из Владивостока и в настоящее время посещает город только с кратковременными визитами.

Еще большую тревогу у иностранных инвесторов вызвала битва Наздратенко с главой судоходной компании "Востоктрансфлот" Анатолием Милашевичем, поскольку Милашевич - гражданин России и должен был более умело защищать свои права. По словам Милашевича, сторонник Наздратенко не только взял в свои руки контроль над его компанией, но и с помощью губернатора ее уничтожил.

Губернатор называет Малашевича плохим управленцем, который заложил и продал свои корабли. По его словам, чтобы спасти компанию, он был вынужден запретить кораблям Милашевича покидать Санкт-Петербург, и распорядился, чтобы другие корабли "Востоктрансфлота" вернулись во Владивосток. "Согласен, что это решение было незаконным, - прокомментировал Наздратенко это распоряжение, - но оно было единственно правильным".

По мнению Милашевича, замораживание контрактов кораблей компании привело к астрономическим штрафным санкциям и погубило фирму. В сентябре прошлого года он договорился о встрече с генеральным прокурором России, которому хотел изложить свои претензии к Наздратенко. За день до того, как его адвокат должен был вылететь в Москву, под его кроватью на даче взорвалась бомба.

В следующем месяце разгневанная толпа, возглавляемая бывшим советником Наздратенко, попыталась перевернуть автомобиль судьи Лактионовой, находившийся рядом со зданием суда. Она вынесла решение в пользу возвращения Милашевичу контроля над "Востоктрансфлотом". Сейчас ее должность под угрозой. По просьбе Наздратенко федеральная судебная коллегия рассматривает вопрос о ее соответствии занимаемой должности. В прессе ее обвиняют во всех смертных грехах: от кражи компьютера до заказных убийств.

Среди тех, кто поддерживает Лактионову, глава экономической комиссии местного органа законодательной власти Юрий Рыбалкин. Он подчеркнул, что вряд ли удастся привлечь в регион иностранных инвесторов из-за "криминализации финансовой, экономической и государственной системы".

"Но я не советую иностранным инвесторам списывать Приморье со счетов, - отметил он. - Подобная абсурдная ситуация не может длиться вечно".

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru