Le Monde | 4 мая 2005 г.
Владимир Путин, русский в Иерусалиме
Даниэль Верне
Визит, совершенный Владимиром Путиным в конце апреля в Египет, на палестинские территории, а главное, в Израиль, не войдет в историю как самый результативный.
Российскому президенту пришлось успокаивать своих израильских собеседников по поводу продажи ядерных реакторов Ирану, зенитных ракет Сирии и БТРов - Палестинской администрации. Даже в чисто дипломатической сфере он был вынужден давать задний ход. Выдвинув идею созыва международной конференции по израильско-палестинскому конфликту (речь идет о старом французском предложении, которое Париж давно положил под сукно, не найдя поддержки), он затем скорректировал, а потом и вовсе отозвал свой проект из-за негативной реакции на него израильтян и американцев. Таким образом, итог визита - более чем скромен.
Но главное - не в этом. Событием стал сам визит. Впервые с создания в 1948 году государства Израиль кремлевский руководитель приехал в Иерусалим. Тем не менее, СССР был одним из первых государств, признавших Израиль после раздела Палестины в 1947 году - раздела, который такие арабские страны, как Египет, Иордания и Ирак, в то время - союзники англосаксов, отвергли.
Тогда за решением Сталина не стояло ни исторических, ни тем более нравственных соображений: он не думал о страданиях, которые еврейский народ только что претерпел от нацистов. Признание Израиля диктовалось исключительно расчетом "реальной политики": подложить бомбу под прозападные режимы в регионе.
Добрыми отношения между новорожденным еврейским государством и СССР оставались недолго. С начала 50-х годов, особенно после прихода к власти Насера в Египте и Суэцкого кризиса 1956 года, Советы делали ставку на арабский национализм, пытаясь с его помощью закрепиться в регионе. Во всех войнах между израильтянами и арабами (1956, 1967, 1973) Советы поддерживали арабские государства и после каждого конфликта они восстанавливали их арсенал, уничтоженный Израилем. После шестидневной войны Москва даже разорвала дипломатические отношения с Израилем; ее примеру последовали все страны советского блока, за исключением Румынии.
Официальные отношения были восстановлены лишь в 1991 году, незадолго до распада СССР. Однако в советской политике заметные изменения произошли еще за несколько лет до этого - благодаря Михаилу Горбачеву. Новый кремлевский лидер не только стал проводить более взвешенную политику на Ближнем Востоке, поддержав первые переговоры между Израилем и палестинцами, но и осуществил либерализацию советской эмиграционной политики в отношении евреев. В прежние времена репрессии против евреев, санкции в отношении тех, кто хотел переселиться из СССР в Израиль или в страны Запада, и латентный антисемитизм русского населения, подпитывавшийся официальной пропагандой под прикрытием антисионизма, усугубляли расхождения между Москвой и Иерусалимом.
Ситуация с антисемитизмом в России радикальным образом не изменилась, хотя сегодня власти отмежевываются от наиболее экстремистских заявлений. Однако есть новый фактор, меняющий характер двусторонних отношений и создающий связь между двумя странами: это присутствие в Израиле более миллиона русскоязычных иммигрантов. Они составляют около 20% населения страны и являются самой крупной в мире диаспорой, образованной выходцами из бывшего Советского Союза.
Среди них есть олигархи, которых Владимир Путин, возможно, хотел бы вновь увидеть в России, чтобы иметь возможность наказать их за обогащение на приватизации, последовавшей за развалом СССР. Но он не строит иллюзий. Требования об экстрадиции не имеют никаких шансов на успех, так как большинство этих олигархов стали теперь израильскими гражданами, которых власти не выдадут Москве. Максимум, на что он может надеяться - это то, что их попросят держаться в стороне от российской внутренней политики.
Приехав на Ближний Восток, поговорив как с израильтянами, так и с палестинцами, Владимир Путин, который нашел общий язык с Ариэлем Шароном на почве борьбы с терроризмом, вернулся в игру. Не в качестве скандалиста (во времена СССР Москва стремилась дестабилизировать ситуацию, чтобы заявить о себе в регионе и сохранить влияние на арабские страны), но как актер в пьесе, сценарий которой - как ему хорошо известно - пишется в другом месте.
Россия - член "квартета", который разработал "Дорожную карту" и обязан следить за ходом ее выполнения наряду с ООН, Европейским союзом и США. Она отказалась играть в урегулировании кризиса роль первого плана, так как не в состоянии предложить ничего оригинального в качестве альтернативы идеям, родившимся на встречах в Кэмп-Дэвида и Табе в 2000-2001 годах и подхваченных международным сообществом.
И это - самое знаменательное в визите Владимира Путина.
Сталкиваясь с проблемами в "ближнем зарубежье", Россия не хочет оказаться вытесненной из региона, в котором у нее когда-то была своя клиентура. Но преуспеть она может лишь в том случае, если будет действовать в рамках "концерта наций".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях