The Times | 4 мая 2007 г.
В дебатах республиканцев проигравшим стал Джордж Буш
Джерард Бейкер
Если во вчерашних президентских дебатах среди республиканцев был явный победитель, то это, вероятно, был Рональд Рейган. А если был явный проигравший, то это был Джордж Буш-младший.
Ни тот ни другой, разумеется, не выдвигают свои кандидатуры на выборы в следующем году. Рейган отслужил свои два срока и ушел в вечность вслед за закатом. Буш по конституции не может баллотироваться в третий раз и вскоре будет готовиться уйти на покой в земном мире.
Судить о том, кто же из тех десяти кандидатов, которые, собственно, собираются участвовать в выборах, победил, пока рано.
Кандидаты стояли в тени президентского самолета на территории президентской библиотеки Рейгана и в полной мере отдали дань уважения самому популярному лидеру прошлого века. Рейгана упомянули за 90 минут 16 раз, и его вдова Нэнси, которая выступала хозяйкой дебатов, тоже удостоилась всяческих похвал.
Буш, напротив, не был назван по имени ни разу, некоторые кандидаты открыто критиковали его политику в войне в Ираке, и большинство из них пытались различными способами дистанцироваться от человека, которого, возможно, будут вспоминать как самого непопулярного лидера республиканцев современности.
Необычайное отсутствие поддержки в адрес действующего президента подчеркивает сложность ситуации, в которой оказались республиканцы в преддверии президентских выборов следующего года. Они должны убедить людей, что Республиканская партия - несмотря на все то, что произошло в последние два-три года, - все еще наилучшая для решения сложных проблем войны и экономического разлада в стране. Однако им придется объяснить, чем они будут отличаться от Джорджа Буша.
Из трех основных кандидатов - Рудольфа Джулиани, Джона Маккейна и Митта Ромни, которые явно опережают других в опросах общественного мнения, хуже всех, вероятно, пришлось вчера Джулиани.
Он особенно неубедительно звучал, говоря по теме, наиболее опасной для его кандидатуры: теме абортов. Республиканцы в парламенте обычно более консервативны, чем население в целом, и в основном голосуют за запрет абортов. Джулиани ранее поддерживает право на аборт. До сих пор он пытался усидеть на двух стульях сразу, заявляя, что лично он против абортов и что он назначит в Верховный суд судей, которые могут отменить решение по делу "Ро против Вейда" от 1973 года, которое является конституционным основанием права на аборт.
Однако вчера вечером он допустил промах. Говоря по поводу решения "Ро против Вейда", он сказал, что ему все равно, будет оно пересмотрено или нет, и, несмотря на его отрепетированную позицию, несколько раз подчеркнул, что считает, что женщины должны иметь право выбора.
Такие слова может хорошо воспринять электорат всеобщих выборов, но в глазах религиозных консерваторов это ужасно.
После несколько сбивчивого начала Джон Маккейн не менее твердо выступил по вопросу, который более всего угрожает его позиции, - по вопросу Ирака.
Кампания Маккейна явно направлена на то, чтобы сделать его основным плюсом заслуги Маккейна в области национальной безопасности, поэтому вместо того, чтобы уклоняться от поддержки войны, Маккейн предпочел подчеркнуть важность победы.
Он выдвинул на первый план свои консервативные взгляды и попытался продемонстрировать, что в нашем опасном мире только его опыт морского офицера и сенатора со стажем может служить опорой.
Ему, безусловно, принадлежит самая запоминающаяся реплика вечера, когда он сказал, что будет преследовать Усаму бен Ладена "до самых врат ада".
Задачи, которые стоят перед Ромни, несколько отличаются. Бывший губернатор Массачусетса, вероятно, известен меньше всех из этой тройки, поэтому в основном он был занят тем, что представлял себя широкой аудитории. Он справился с этим вполне успешно, выглядел расслабленным и уверенным в себе и отвечал на щекотливые вопросы о его взглядах - раньше он выступал за аборты, а теперь против - куда лучше, чем Джулиани.
Остальные участники дебатов просто надеялись использовать эту возможность для привлечения некоторого внимания к себе и поддержания еле тлеющих надежд.
Наиболее сильное впечатление в плане убедительности и содержательности произвел бывший губернатор Висконсина Томми Томпсон. Он весьма разумно и осведомленно выступал по многим вопросам, причем не только по вопросу реформы социального обеспечения, являющемуся его прерогативой, но и по поводу международной политики.
Другие кандидаты соперничали за консервативную базу, надеясь воспользоваться сомнениями многих республиканцев по поводу "большой тройки".
Бывший губернатор Аляски Майкл Хакаби нанес пару мощных ударов по Джулиани и Ромни. Сэм Браунбэк, сенатор из Канзаса, произвел впечатление самого религиозного и твердого из кандидатов. Дункан Хантер, конгрессмен из Калифорнии, явно пытался достучаться до небольшой, но важной части американского электората, считающего, что стране сейчас недостаточно войн и Америке пора решительно выступить против Ирана.
Том Танкредо, который проводит кампанию на основе одной темы - нелегальной иммиграции, - снова и снова перепевал этот мотив. Джим Гилмор, бывший губернатор Вирджинии, вероятно, был самым незапоминающимся, а Рон Пол, конгрессмен из Техаса, подчеркнул свои сильные стороны борца за свободу, едва ли, впрочем, способные завоевать симпатии электората.
Короче говоря, дебаты оставили ощущение незавершенности, за ними последует еще много таких диспутов, где мы увидим несколько мелких перепалок между представителями "большой тройки" и практически никаких изменений среди остальных кандидатов.
Ощущение незавершенности усугублялось впечатлением, что к этим десяти могут добавиться новые кандидаты. На данном этапе все глаза смотрят в направлении юга, куда отправились также журналисты в своих взятых напрокат машинах. Там перед республиканцами Оранж Каунти выступит Фред Томсон, актер и бывший сенатор, вокруг которого все ощутимее нарастает возбуждение, так как он вскоре может назвать себя новым кандидатом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях