The Wall Street Journal | 4 мая 2007 г.
Что в Ираке идет хорошо
Джон Д. Негропонте
На данный момент уже никому не нужно объяснять, что конфликт между религиозными течениями и проблемы экстремизма в Ираке не могут быть разрешены исключительно военными средствами - необходимы также общенациональное примирение, развитие и реформирование экономики, поддержка из-за рубежа. Я как бывший посол США в Ираке не понаслышке знаю, как сложно сформировать альтернативу режиму принуждения в стране, которая десятки лет жила в таких условиях.
В 2004 году Совет Безопасности ООН составил для Ирака напряженную программу действий для выполнения после восстановления его суверенитета. Она предполагала, в частности, создание временной администрации и избрание временного правительства, написание и принятие конституции, выборы постоянного правительства и усилия по достижению национального примирения на основе принципов правового государства, толерантности и плюрализма.
Несмотря на ужасающий разгул насилия, значительная часть программы выполнена. Правда, идея национального примирения еще не воплощена в жизнь. И все же иракцы далеко вышли за пределы срока, который, с учетом их ситуации, весьма недолог. Оказание на них давления с тем, чтобы они продолжали продвигаться по пути национального примирения и реформ, - вполне разумный шаг. Но навязывать им четкие сроки было бы опрометчиво.
Четкие сроки усилят позиции обструкционистов, подкрепив их решимость сопротивляться новому и оттягивать его осуществление. Назначая сроки, мы сами показываем им, на чем они должны сосредоточить удары. Одновременно это решение ослабит умеренных, которые, зная, что в ближайшем будущем мы уйдем, станут поневоле перестраховываться и не столь охотно ратовать за жесткие политические компромиссы. Это чревато еще большим разгулом насилия и ростом неуверенности в обществе, что, по-видимому, прямо противоположно тому, к чему стремятся сторонники четких сроков. Именно поэтому президент Буш только что - всего лишь во второй раз за все годы своего правления - наложил вето на решение законодательной власти.
Факт в том, что имеет место жизненно важный прогресс в экономике, политике и дипломатии; и мы не должны допускать, чтобы туман войны застил в наших глазах крупные достижения, играющие основополагающую роль для стабильности в Ираке и во всем регионе. Эти достижения сильнее бомб. Они являются тем материалом, из которого созидаются современные национальные государства, той почвой, на которой они живут и расцветают.
США потратили более 84% своих средств, ассигнованных на цели масштабной реконструкции Ирака в 11 областях. Несмотря на ряд неверных шагов, которых в этой хаотичной обстановке было не избежать, эти проекты принесли иракскому народу большую пользу и будут приносить ее и далее еще десятки лет.
Теперь мы переориентируем свою деятельность на другую задачу - нужно наращивать способности иракцев удовлетворять их собственные потребности. Она имеет ключевое значение для перспектив Ирака в сфере эффективного самоуправления. В 2006 году мы начали осуществлять программу по поддержке и модернизации деятельности министерств и завершили первоначальное развертывание Команд по реконструкции провинций (КРП). Мы планируем удвоить число КРП - с 10 до 20 - командируя специалистов в помощь представителям умеренных сил в местных администрациях, институтах гражданского общества и деловых кругах.
Самым важным сектором экономики, вокруг которого возникает максимум споров, является, несомненно, нефтяная промышленность. Иракские власти успешно готовят пакет законодательных документов, который чрезвычайно ценен для национального примирения. Тот факт, что вокруг этих документов будет много споров, никого не должен удивлять. Подобные споры - признак здорового развития. В политическом и экономическом смысле тут очень многое поставлено на кон.
Финансовое положение Ирака улучшается. Приоритетной задачей на 2007 год власти считают исполнение бюджета. 1 млрд долларов, выделенный Министерством финансов после вступления бюджета в силу, поступил по адресам. На данный момент 94 из 128 бюджетных учреждений открыли счета капитальных расходов, необходимые для полноценного исполнения бюджета Ирака. Некоторые ключевые министерства, в том числе Министерство нефтепромышленности, пока не справляются со своими задачами, но другие - например, Министерство связи, распределившее уже 90% своей сметы капиталовложений, - действуют активно.
Еще одним шагом вперед является Международное соглашение о помощи Ираку (так называемый "Компакт") - подробная программа того, что Ирак должен сделать в следующие пять лет для достижения экономической самоокупаемости. Ирак составил этот реалистичный комплексный план экономических реформ всего за 10 месяцев. Ни в одной другой стране региона подобного комплексного плана не существует.
И вот вам еще одно позитивное изменение - Совет директоров МВФ одобрил объединенный, третий и четвертый отчеты о соблюдении Ираком условий программы списания его внешнего долга, в результате чего, как и планировалось, в 2008 году будут списаны оставшиеся 20% задолженности Ирака перед "Парижским клубом". По условиям соглашения Ирак урезал субсидирование цен на топливо, увеличил золотовалютные резервы до 18 млрд долларов и обуздал инфляцию, привязав иракский динар к американскому доллару, и повысил ставки рефинансирования. Это жесткие меры. Страны, претерпевающие меньше бед, чем Ирак, отказывались к ним прибегать или терпели неудачу в их применении.
Национальное примирение, восстановление экономики и стабильности в Ираке зависят не только от его внутреннего политического курса, но и от взаимоотношений с соседями. "Конференция государств-соседей", проходящая на этой неделе в Шарм-эш-Шейхе, дает Ираку ценный шанс для улучшения этих отношений. Мы энергично поддерживаем эти усилия.
Как разъяснил на прошлой неделе генерал Петреус, безопасность - необходимое условие долговременного прогресса в сферах политики, экономики и дипломатии. Точно так же для усиления безопасности необходим политический, экономический и дипломатический прогресс. Это взаимосвязанные явления.
Два года назад, когда я был послом в Ираке, страна не была готова к тому, чтобы урезать субсидирование цен на топливо, а также не имела ни постоянного правительства, ни Совета Представителей, ни конституции, ни соглашения с МВФ о списании долга, ни даже черновой версии законов об углеводородах, ни международного "Компакта", ни площадок для конструктивного диалога с соседями и лидерами мирового сообщества. Теперь все это есть. Именно это мы вместе с иракцами отстаиваем с оружием в руках. Именно против этого борются террористы и экстремисты.
Джон Негропонте - заместитель госсекретаря США
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях