The Guardian | 4 мая 2010 г.
Никита Михалков "утомлен солнцем" государственного покровительства
Шейн Дэниэлсен
Эпопея Михалкова провалилась в российском прокате - она стала жертвой его тесных связей с Путиным, утверждает в своем блоге на сайте The Guardian журналист Шейн Дэниэлсен. "Чтобы действовать воистину эффективно, художнику нужны три вещи: молчание, изгнание и хитрость", - цитирует автор слова Джеймса Джойса. По мнению Дэниэлсена, к кинематографистам эти слова не совсем подходят: если будешь стремиться к изгнанию, отправишься в ссылку, как Овидий.
"Но и чересчур общительным быть небезопасно. Вот вам пример: российский кинорежиссер Никита Михалков давно вхож в высшие круги, во многом благодаря своей, по слухам, близкой дружбе с Владимиром Путиным. В таком случае неудивительно, что многие из его недавних работ подвержены высокопарным прославлениям российского национализма", - пишет автор. Между тем, по его словам, российские студенты настойчиво допытываются, что думают о Михалкове на Западе, и шепотом поясняют: "Потому что мы его терпеть не можем".
И вот "Утомленные солнцем-2: Предстояние" провалились в российском прокате. "Как заметил на этой неделе Люк Гардинг, в России, видимо, считают, что нынче Михалков не столько кинематографист, сколько аппаратчик, инструмент государства", - пишет автор комментария. На взгляд Даниэльсена, война в фильме изображена далеко не справедливо: советские воины благородны, немцы свиноподобны. Правда, эта черта ничуть не повредила судьбе "9 роты" Бондарчука или "1612" Хотиненко. "Некрасивая тенденция ура-патриотизма наблюдается в российском мейнстримовском кино начиная с прошлого десятилетия, и некоторые из этих фильмов имели в России большой кассовый успех. Но что-то в панибратской близости Михалкова к власти, в сочетании с помпезностью его методов, явно не затронуло желанных струн в душах зрителей", - говорится в статье.
Даниэльсен признает, что некоторые фильмы, сделанные при поддержке государства, могут рассматриваться как произведения искусства: например, картины венгра Миклоша Янчо. Но есть и другие примеры: "Баария" Джузеппе Торнаторе, воплощающая в себе эстетику телекомпаний Берлускони, провалилась. Место художника - не за столом на празднике жизни среди богачей и знаменитостей, а снаружи, у окна, заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях