Le Figaro | 4 мая 2010 г.
Россия идентифицирует себя с Европой
Элен Каррер д'Анкосс
5 мая в издательстве Fayard выходит книга постоянного секретаря Французской академии Элен Каррер д'Анкос "Россия между двумя мирами" (La Russie entre deux mondes), отрывки из которой публикует Le Figaro.
Падение Берлинской стены для бывших сателлитов СССР и большинства стран ознаменовало конец коммунизма и XX века, "но для русских XX век закончился не в 1989", подчеркивает Элен Каррер д'Анкос. "Две даты маркируют в российской памяти агонию этой эпохи: 8 декабря 1991 года, когда в один миг, будто по волшебству, исчез могучий Советский Союз, и 31 декабря 1999 года, когда мирно и добровольно ушел из власти Борис Ельцин - событие беспрецедентное для страны, где власть отдают только под воздействием силы, - положив конец так называемому "переходному" периоду", - пишет автор. Эти различия в датировке - свидетельство двух различных взглядов на историю, лежащих в основе многочисленных разногласий России, болезненно изживающей коммунизм, с остальным миром, "убежденным, что исчезновения основанной Лениным системы достаточно для ее полного искоренения". "Международное сообщество сразу же тепло приняло посткоммунистические европейские государства, словно блудных сыновей, на время покинувших его, но еще долго с подозрением относилось к новой России", - подчеркивает д'Анкос.
На протяжении всей своей истории русские спорили о том, кто они - европейцы, азиаты или евразийцы. Михаил Горбачев, пытавшийся революционным образом изменить страну, был убежден, что Россия - европейская страна. Однако сами европейцы, особенно французы, не могли прийти к общему знаменателю в этом вопросе. В 1839 году маркиз де Кюстен, лишь поверхностно знакомый с Россией, писал, что это варварская, азиатская страна, и "Сибирь начинается за Вислой". "Предрассудки часто живучи, и этот предрассудок продолжает влиять на то, как западный мир смотрит на новую Россию", - признает Элен Каррер д'Анкос.
Вот уже десять лет Россией правит Владимир Путин, определяя внутреннюю и внешнюю политику страны. Его досадному высказыванию о "геополитической катастрофе" следует справедливости ради противопоставить постоянно повторяемую им смелую мысль о том, что необходимо сделать Россию страной XXI века, подчеркивает д'Анкос. В своей стране Путин чрезвычайно популярен, причины тому - восстановление внешнеполитического влияния России и улучшение материальных условий жизни. "Эта книга предлагает взглянуть на Россию Путина, Россию XXI века, в зеркале ее статуса и международных достижений, чтобы понять, насколько правомерно ставить вопрос "Надо ли бояться Россию?" и как на него отвечать", - говорится во вступлении к книге.
Российско-грузинская война 2008 года стала переломным моментом для восприятия России в мире. Она показала, что Россия не приемлет возвращение к холодной войне и одностороннее восприятие международной ситуации, при котором она не принимается в расчет. "Вступив в эту войну, Россия четко заявила, что она не страна с сомнительной демократией, которую международное сообщество может инспектировать и осуждать за нарушение правил, отказывая ей в праве действовать в соответствии со своими интересами, а полноправная демократическая страна, - подчеркивает автор книги. - Этим жестом Россия противопоставила США свой статус бесспорной державы, тем самым намереваясь наметить очертания мира после холодной войны и положив конец миру, где можно было бросать ей вызов "цветными революциями", закреплением НАТО у ее границ и безрассудным размещением противоракетных баз у ее пределов".
Восстановление позиций страны заставляет россиян задуматься о национальной идентичности. "Для большинства россиян и тех, кто ими правит, Россия - не азиатская страна, а великая европейская держава, географически расположенная в Азии и благодаря этому исключительному положению имеющая возможность быть полноправным членом постзападного мира. Осознание европейской идентичности России никогда не было столь сильно, как в XXI веке", - пишет автор.
К вопросу об идентичности добавляется вопрос о том, не построено ли это возвращенное могущество на песке. И хотя извне Россия представляется процветающей страной, Дмитрий Медведев не скрывает иллюзорности этого процветания, подчеркивая отсталость экономики и ее зависимость от экспорта энергоносителей и импорта товаров потребления. Разворачивающиеся в России дискуссии о политической модернизации свидетельствуют о том, что она еще не завершена и стране предстоит еще долго идти, прежде чем она полностью обретет себя.
"Требование, чтобы держава была одновременно современной и нравственной, очень напоминает русские споры XIX века. Не говорит ли это нам о том, что надо не бояться Россию, а попытаться понять ее и осознать, что, раздираемая между двумя мирами, она все же идентифицирует себя с Европой и хочет продолжать жить с ней одной судьбой? Мы должны этому способствовать", - резюмирует Элен Каррер д'Анкос.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях