Le Monde | 4 ноября 2000 г.
Россия поставит точку в делах по отмыванию денег
Агат Дюпарк
Бывший управляющий делами президента Павел Бородин, как кажется, вне досягаемости.
Женевское правосудие, может, и захочет вынести ему обвинение в отмывании денег и принадлежности к организованной преступности или выписать международный ордер на его арест. Однако в Москве бывший управляющий делами президента Павел Бородин остается недосягаемым для правоохранительных органов. По мнению швейцарской стороны, он является центральной фигурой в деле "Мабетекс"-"Мерката", двух луганских фирм подозревающихся в даче взяток представителям ближайшего окружения Бориса Ельцина и отмывании миллионов долларов в швейцарских банках. Между тем, в своей стране его считают абсолютно невиновным и непричастным к этим делам.
Во вторник 31 октября российская Генеральная прокуратура, также "занимавшаяся расследованием" этого "Кремлингейта", объявила, что в Швейцарии ей не удалось обнаружить каких-либо сведений, указывавших на существование банковских счетов, открытых на имя Павла Бородина и его бывшего шефа Бориса Ельцина. Следователь Руслан Тамаев дал понять, что расследование, в 1999 году ставшее причиной политического скандала, может быть прекращено уже 8 ноября. Между тем, в Париже Владимир Путин клялся, что будет бороться с криминалом во власти и оборотом грязных денег.
Дело в том, что Павел Бородин, живая память финансовых секретов "клана Ельциных", не из тех, на ком можно просто поставить крест: у него особые связи с нынешним президентом. Осенью 1996 года, когда бывший шеф нынешнего президента Анатолий Собчак проиграл на выборах мэра Санкт-Петербурга, именно Бородин пригласил в Москву тогда никому неизвестного Путина, в прошлом сотрудника КГБ. Он предложил Путину в качестве первого задания провести инвентаризацию всего зарубежного имущества, принадлежащего его всемогущественному ведомству по управлению делами президента - империи недвижимости и предприятий бывшей КПСС. Это сотрудничество способствовало укреплению отношений между ними и стало началом новой карьеры будущего президента. После отставки Бориса Ельцина, уход Павла Бородина из Управления делами в январе 2000 года был воспринят многими как смена курса. Но, получив новую должность секретаря Союза Россия-Белоруссия, бывший интендант Кремля проявляет привычную активность. Этим летом он представил на рассмотрение Путина грандиозный проект: строительство в Санкт-Петербурге центра, в котором бы разместился парламент объединенных России и Белоруссии. Проект оценивается в 2 млрд. долларов и должен финансироваться путем эмиссии государственных облигаций: это экстравагантное предложение было сделано в тот самый момент, когда женевский судья Даниель Дево направил в Москву следственное поручение, в котором содержалась документально подтвержденная информация, что Павел Бородин получил от компании "Мерката", близнеца "Мабетекс", взятки на сумму 25 миллионов долларов за предоставление подрядов на строительные и реконструкционные работы в Москве в Кремлевском Дворце и в Счетной палате. Между тем, в начале октября российский президент передал Михаилу Касьянову письменное распоряжение изучить проект, представленный Павлом Бородиным, и подготовить "конкретные предложения до января 2001 года".
Во Франции Владимира Путина принимали как президента "изменившейся России". Он, вероятно, готов перевернуть страницу "эры Ельцина", похоронив, при этом, некоторые самые крупные финансовые скандалы, отравившие последние месяцы правления своего предшественника. Помимо уже почти "мертвого" дела "Мабетекс", до сих пор не преодолело этапа предварительной проверки дело "Фимако", маленькой оффшорной компании, которая в течение многих лет распоряжалась резервами ЦБ России. Расследование скандала по ГКО также не завершилось судебным процессом: около 800 высокопоставленных чиновников подозревались в злоупотреблении информацией накануне финансового кризиса августа 1998 года.
Неделю назад генпрокуратура объявила также, что ей не обнаружено каких-либо злоупотреблений в использовании кредита МВФ в 4,8 млрд. долларов, растворившегося летом 1998 года в течение одного месяца. Осенью 1999 года в Женеве было начато расследование по отмыванию денег после того, как разразился скандал с Бэнк оф Нью-Йорк. Именно в рамках этого расследования судья Каспер-Ансермет изучал механизм перевода последнего кредитного транша через некоторые швейцарские банки. Он сообщил газете "Монд", что 6 сентября направил в Москву отдельное требование и до сих пор ждет ответа.
Наконец, дело о растрате фондов авиакомпании "Аэрофлот", к которому оказался причастен олигарх Борис Березовский. В настоящее время, его отношения с Владимиром Путиным значительно охладились.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях