Financial Times | 4 ноября 2004 г.
Приговорены еще к четырем годам
Квентин Пил
Победа Буша на президентских выборах - это не тот результат, которого ждал мир. Кандидат от Демократической партии Джон Керри был намного популярнее за рубежом. Но, увы, иностранцы не имеют права голоса на американских выборах. Для большинства американцев Джордж Буш - это человек, который сделал их жизнь безопаснее перед лицом угрозы мирового терроризма после событий 11 сентября 2001 года.
За исключением разве что Израиля и России, большинство других наций имеют противоположные чувства: при Буше в роли американского президента мир становится более опасным. Жители Европы и Азии, Африки и Латинской Америки считают, что американская война в Ираке дестабилизировала ситуацию на Ближнем Востоке. Они видят, что экономика их стран страдает от повышения цен на нефть. Они опасаются того, что своей политикой Соединенные Штаты подорвали авторитет и роль Организации Объединенных Наций как института для разрешения конфликтов и поддержания мира. Они не приемлют американскую доктрину упреждающего удара.
Очевидно, большинство американских избирателей не разделяют такую точку зрения, хотя результаты выборов показали, что в этой стране произошел раскол. Буш и его команда считают, что такой раскол произошел в результате использования силы в так называемой "войне с терроризмом", в частности при вторжении в Ирак. Уверенность президента в справедливости его борьбы "добра" против "зла" привлекла на его сторону большое число избирателей консерваторов и христиан-евангелистов.
После победы Буша остальной мир, в том числе и союзники США, оказались перед дилеммой. Идеология "политики силы" администрации Буша расколола Европу на части и усилила разногласия между Европой и Америкой. Европейцев оттолкнуло от США не только вторжение в Ирак, но также стремление Америки опираться не на НАТО, а на собственных близких союзников. Судя по всему, Буш и его советники-консерваторы намерены перестроить мировую политическую систему, благодаря которой мир существует без больших войн после Второй мировой войны.
Многие европейские государства направили своих солдат в Ирак не потому, что они поддерживают политику США, а из стремления быть в хороших отношениях со сверхдержавой. Другие государства, такие как Турция и Индия, были напуганы американским вторжением.
"Все это очень печально. Они хотели создать международную коалицию против Ирака, а фактически создали международную коалицию против Америки, - считает бывший министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх. - Это дорого стоило им, и я надеюсь, что они извлекли из этого уроки".
Во время предвыборной кампании Буша не было заметно, что уроки пошли ему на пользу. В то же время опасность нарастания хаоса в Ираке подталкивает к активным действиям те страны, которые выступили против американского вторжения, прежде всего Францию и Германию. Им придется в какой-либо форме оказать поддержку Соединенным Штатам, ведь они не заинтересованы в поражении США. Ранее и Париж, и Берлин неоднократно высказывались против отправки своих войск в Ирак, теперь им предстоит подумать над выработкой новой политической линии.
Иран может повторить судьбу Ирака, и это может стать новым поводом для разногласий между Бушем и его союзниками из других стран. Европейский союз (включая таких членов коалиции международных сил в Ираке, как Великобритания и Италия), Россия и Индия считают, что с помощью политики "кнута и пряника" нужно убедить Тегеран перестать разрабатывать свою ядерную программу.
Они признают тот факт, что Иран обеспокоен проблемами своей национальной безопасности в регионе, где его соседи Израиль и Пакистан уже обладают ядерным оружием, а ситуация в Ираке и Афганистане очень нестабильна. В то же время они опасаются, что сильное лобби "ястребов" в окружении вновь избранного президента Буша может убедить его нанести ракетный удар по ядерным объектам Ирана, и таким образом будут перечеркнуты надежды на мирное решение проблемы.
Есть надежда на то, что во время второго президентского срока Буша его администрация будет больше прислушиваться к мнению других стран. Так произошло во время второго президентского срока Рональда Рейгана, когда Соединенные Штаты в своей внешней политике стали больше учитывать мировое общественное мнение. Хотя могут сбыться и противоположные прогнозы.
Успех Буша на выборах был основан на том, что он открыто говорил о необходимости проводить политику силы. Судя по всему, наиболее либеральный политик из окружения Буша, госсекретарь Колин Пауэлл в конце года уйдет в отставку. Человек, который придет ему на смену, вряд ли будет с таким же вниманием относиться к мировому общественному мнению.
Но есть и более оптимистичные точки зрения. Одна из них заключается в следующем: Белый дом может понять, что раскол, который существует в США между сторонниками демократов и республиканцев, вряд ли будет полезен для будущего страны. Вторая гласит: американская администрация может осознать тот факт, что ситуацию в Ираке можно стабилизировать только при участии всего мирового сообщества. Только оно способно дать новому режиму в Ираке тот авторитет, который не могут дать американские оккупационные силы.
Возможно, Буш не хочет слышать обо всем этом. Среди жителей других стран все больше набирает силу мнение, что понадобится еще четыре года ошибок этой администрации для того, чтобы американцы поняли, что даже сверхдержава не может игнорировать мнение своих союзников. Только тогда необходимый урок будет извлечен. Но, возможно, его цена будет очень высока.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях