Financial Times Deutschland | 4 ноября 2004 г.
Символическая отмена символического дня
Петер Эрлих
Почему отмена национального праздника 3 октября кажется сомнительной.
Представьте себе, что было бы, если бы президент США отменил национальный праздник 4 июля, а французский президент - 14 июля. Они тотчас лишились бы своих постов. Почти в каждом государстве есть национальный праздник, который в большинстве стран является еще и выходным, то есть как раз праздничным днем. А вот Германия сейчас отменяет свой национальный праздник.
Герхард Шредер жертвует символическим днем. Но и жертва символическая - так как экономический эффект от нее более чем сомнителен. Можно сказать, что 3 октября приносится в жертву европейскому Пакту о стабильности.
Декларация независимости или освобождение от колониального ига
Перенести праздник 3 октября с фиксированной даты на первое воскресенье октября возможно лишь потому, что у немцев нет традиции национального праздника, как у французов и американцев. Это не день революции, не день декларации независимости или освобождения от колониального ига, как во многих государствах Африки и Азии. Воссоединения произошло в 1990 году в случайный день, так как ГДР грозила в одностороннем порядке принять решение о вступлении в ФРГ, а правительство Западной Германии боялось за высокий символизм 9 ноября - единственного дня, в котором сконцентрировалась немецкая история ХХ столетия во всех своих высоких и низменных проявлениях.
День 9 ноября, дату провозглашения республики в 1918 году, гитлеровского путча в 1923-м, Хрустальной ночи в 1938-м и падения Берлинской стены в 1989-м не удалось бы из праздничного снова превратить в рабочий. 9 ноября, в последний знаменательный день этого ряда, история разделения Германии завершилась одновременным крушением отжившего режима и мирной революцией в ГДР.
Единство - это так дорого?
3 октября, как долгие годы 17 июня, было для большинства немцев просто выходным днем. Почему отменяется этот день, а не 1 мая, объявленное праздничным днем в 1933 году Адольфом Гитлером, можно объяснять только влиянием профсоюзов или привычкой. Если единство - это настолько дорогая вещь, что мы должны работать больше, то почему не в День труда, почему не показать тем самым, что все должны работать больше?
Правительство приводит аргумент: с отменой праздника рост экономики в 2005 году мог бы стать выше на 0,1%. Но это однократный эффект, ведь уже с 2006 года удлиненный рабочий год будет базовым. Для кого-то неоплаченная дополнительная работа - это лучше, чем открытое сокращение зарплаты, но один дополнительный рабочий день не гарантирует роста производства.
Через 15 лет после падения Берлинской стены радость от мирной революции отошла назад под воздействием отрезвления и роста предубеждений. Отмена праздника настроение в стране не улучшит. Не высока ли цена за минимальный - в лучшем случае - рост экономики?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях