The Guardian | 4 ноября 2004 г.
Ястребы приглядываются к заманчивым постам в кабинете
Джулиан Борджер
В Вашингтоне нет больших надежд на то, что во втором сроке администрация Джорджа Буша будет радикально отличаться от той, какая была в первый срок. Джордж Буш ценит лояльность и предпочитает держаться за испытанную и проверенную команду.
Однако после четырех, преимущественно военных, лет у власти кое-кто из его кабинета озабочен продвижением, и президенту не удастся избежать изменений.
"Новейшая история вторых сроков не дает ярких примеров смелых политических инициатив, - заявил Калвин Маккензи, профессор управления колледжа Колби из штата Мэн. - Но в нынешней администрации есть множество людей, которые сегодня видят возможность сделать большие деньги в частном секторе и просидели на государственной зарплате значительно дольше, чем хотели".
Впрочем, это не единственный мотив. Преклонный возраст и политические разногласия тоже вносят свою лепту, и последнее слово обычно остается за президентом. Если он скажет членам своего правительства, что их долг остаться до окончания войны, отказаться им будет трудно.
Из известных имен, скорее всего, уйдет Колин Пауэлл. Его ведомство уже более двух лет говорит о том, что он не планирует оставаться на второй срок. На протяжении первого срока у Пауэлла постоянно были нелады с гораздо более влиятельными ястребами во главе с вице-президентом Диком Чейни, в частности - из-за Ирака. Его отношения с президентом тоже на назовешь теплыми.
Но за границей к Пауэллу относятся лучше, чем к другим американским чиновникам, и в период, когда администрации Буша нужны союзники, он оказывается весьма важным инструментом. Возможно, президент будет просить, чтобы Пауэлл остался хотя бы на несколько месяцев ради преемственности.
Если Пауэлл будет настаивать на отставке, найти ему замену будет трудно. Возможным преемником является его заместитель Ричард Армитидж, но у него были постоянные трения с ястребами, и он, возможно, уйдет вместе со своим боссом.
Кроме того, президенту, возможно, придется жонглировать еще двумя важными вакансиями.
В Вашингтоне разделились мнения по поводу того, не решит ли Дональд Рамсфельд, неприятель Пауэлла в Пентагоне, тоже уйти; ему 72 года. Курировать две войны утомительно. Он не популярен в армии, а многие консерваторы упрекают его в том, что он не сумел послать достаточно войск в Ирак.
"Я сильно удивлюсь, если министр обороны и госсекретарь во втором сроке останутся надолго, - сказал Маккензи. - Если уйдет один из них или они оба, это вызовет эффект домино".
Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс вскользь говорила о своем желании вернуться к академическим занятиям, но ей нелегко было бы упустить шанс, которого она жаждет: стать первой женщиной и первой чернокожей на посту министра обороны.
Руководить Госдепартаментом ей было бы труднее, эта структура сильнее сопротивлялась бы ее политике. Тем не менее, и это предложение трудно отвергнуть.
Перестановки в сфере национальной безопасности вызывают вопросы и по поводу судьбы заместителя министра обороны, неоконсерватора Пола Вулфовица. Если его назначат министром обороны, госсекретарем или советником по национальной безопасности, это сигнализирует о более амбициозной и агрессивной внешней политике.
Заместителю Райс, неоконсерватору Стивену Хэдли, тоже намекают на повышение - возможно на высший пост в ведомстве.
Выбор преемника Пауэлла многое скажет о том, насколько сильно президент стремится наладить международные связи. Одним из серьезных вариантов является Джон Дэнфорт, недавно назначенный послом США в ООН, которого демократы считают довольно умеренным.
Неизбежно произойдут изменения в составе команды, действующей во внутренней политике, но эти изменения едва ли будут сигнализировать о важных переменах. Имеет смысл последить за неоднозначным министром юстиции Джоном Эшкрофтом.
Он вызывает разногласия даже в рядах республиканцев, являясь идолом консервативных христиан, не популярным среди умеренных. Останется он или уйдет - скажет многое о новой администрации.
Это справедливо и в отношении Верховного суда. Ожидается отставка председателя и двух-трех из 9 судей, что позволит Бушу заменить расколотый суд консервативным.
Вперед и вверх
Госсекретарь Колин Пауэлл
Считается членом кабинета, который, скорее всего, уйдет.
Вероятные преемники:
Джон Дэнфорт (посол в ООН)
Кондолиза Райс
Пол Вулфовиц
Кондолиза Райс, советник по национальной безопасности
Стремится к повышению.
Вероятные преемники:
Стивен Хэдли (заместитель советника по национальной безопасности)
Роберт Блэквилл (стратегический планировщик Совета по национальной безопасности)
Пол Вулфовиц (заместитель министра обороны)
Дональд Рамсфельд, министр обороны
Президент его любит, но он стареет.
Вероятные преемники:
Кондолиза Райс
Пол Вулфовиц
Джон Эшкрофт, министр юстиции
Нравится партии, но не популярен в своем министерстве.
Вероятные преемники:
Ларри Томпсон (бывший заместитель министра юстиции)
Марк Рейсикот (бывший губернатор Монтаны)
Руди Джулиани (бывший мэр Нью-Йорка)
Альберто Гонсалес (юрист Белого дома)
Билл Прайор (бывший генеральный прокурор Алабамы)
Спесер Абрахам, министр энергетики
Не популярен в отрасли.
Вероятные преемники:
Том Кун (энергетический лоббист)
Хитер Вильсон (представительница Нью-Мексико в конгрессе)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях