La Stampa | 4 ноября 2013 г.
Иранская ядерная программа. Секретные условия, выдвинутые Хаменеи
Маурицио Молинари
Верховный духовный лидер Ирана Али Хаменеи сформулировал четыре "красные линии", чтобы помешать шагам навстречу международному сообществу со стороны президента Хасана Рухани, который отреагировал на выдвинутые условия намерением провести референдум об отношении к США, пишет Маурицио Молинари в статье, опубликованной в газете La Stampa.
"В Тегеране имеет место противостояние по вопросу о позиции на переговорах по ядерной проблеме, которые возобновятся в ближайший четверг, - говорится в статье. - Верховный лидер Али Хаменеи проложил четыре "красные линии", чтобы затормозить шаги президента Хасана Рухани, - Рухани отреагировал угрозой проведения опроса общественного мнения по отношениям с Соединенными Штатами. Четыре условия, сформулированные Хаменеи, явно направлены на предотвращение уступок международному сообществу, требующему закрытия ядерной программы на основе шести резолюций СБ ООН. В последние недели Хаменеи в своих решениях, выступлениях и заявлениях концентрировал внимание на четырех аспектах. Первый: отказ от закрытия подземного объекта в Куме по обогащению урана. Второй: отказ от установления предела в 5% для обогащения урана. Третий: продолжение строительства реактора на тяжелой воде в Араке, иными словами, сохранение возможности производить плутоний, необходимый для создания атомной бомбы. Четвертый: не брать на себя обязательство по ратификации Дополнительного протокола МАГАТЭ, который Тегеран подписал 10 лет назад, но так и не ратифицировал", - повествует автор статьи.
"Этот последний пункт указывает на негативное отношение Хаменеи к беспрепятственным инспекциям на самых секретных объектах, например, на объекте в Парчине, указанном МАГАТЭ как место, где проводились военные испытания. Отказ от того, чтобы опуститься до уровня в 5% в обогащении урана объясняется тем, что Иран установил новые центрифуги IR-2m, способные поднять за несколько недель уровень обогащения с 5% до уровня, необходимого для применения урана в военных целях", - поясняет корреспондент.
"Подобное давление со стороны Хаменеи вызывает сильную обеспокоенность в западных столицах, наиболее внимательно следящих за ситуацией с переговорами, и не только. Нетрудно предположить, что верховный лидер хочет максимально ограничить уступки "шестерке", - пишет автор и добавляет, что с представителями США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф встретится в четверг в Швейцарии.
"На Зарифа, а значит и на Рухани, оказывают давление, в частности, два ближайших советника Хаменеи - министр обороны Хосейн Дехкан и глава Верховного совета национальной безопасности Али Шамхани. Оба они представляют КСИР, который несет ответственность за защиту и развитие ядерной программы. Чтобы выстоять перед таким давлением, Рухани даже высказался за проведение опроса по отношениям с США. Хаменеи, в свою очередь, хочет остаться "над схваткой" двух лагерей: отсюда и решение просить противников Рухани поддержать переговоры, "чтобы они не привели к компромиссам". "Я не оптимист, - отметил верховный лидер, - но я не думаю, что мы понесем потери". Еще и потому, что Рухани вряд ли сможет преодолеть "красные линии", - заключает автор статьи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях