Financial Times | 4 октября 2005 г.
Путин сглаживает напряженность между ЕС и Россией
Стефан Уэгстил
Президент Владимир Путин, который должен сегодня прибыть в Лондон на саммит с Европейским союзом, утверждает, что в отношениях России и ЕС все хорошо. На недавней встрече с иностранными журналистами он заявил, что между Россией и Евросоюзом нет охлаждения, и причин для такого поворота событий он не видит.
Но Путин слишком часто протестует. Расширение ЕС на восток, споры из-за отношения к этническим русским в странах Балтии, стычки вокруг празднования годовщины Второй мировой войны в России - своего рода палки в колеса дипломатической машины.
Все остальное затмил гнев Кремля по поводу "оранжевой революции" на Украине; он обвинил Запад, включая ЕС, во вмешательстве, которое привело к поражению его кандидата на пост президента и победе ставленника Запада Виктора Ющенко.
Федор Лукьянов, редактор московского журнала "России и мировая политика", говорит: "Новая линия Кремля, после событий на Украине, сводится к тому, что ЕС расширяет империю нового типа. Но официальная линия Владимира Путина - сохранение хладнокровия и сотрудничества". Сегодняшняя повестка дня строится на соглашении, принятом на майском саммите в Москве и включающем в себя "дорожные карты четырех общих пространств" - экономики, безопасности и юстиции, внешней безопасности, культуры.
Британия, принимающая сегодняшний саммит, говорит, что его "центральными моментами" станет сотрудничество в сфере энергетики, проблемы изменения климата, борьбы с преступностью и терроризмом.
На переговорах будут затронуты и более сложные темы - Северный Кавказ, права человека и политика в отношении республик бывшего СССР, расположенных между Россией и ЕС.
Поскольку цены на нефть высоки, Россия и ЕС понимают, что торговля энергоносителями играет ключевую роль в отношениях. Зависимость взаимна: Россия является для ЕС крупнейшим поставщиком углеводородного топлива, а ЕС для России - крупнейшим экспортным рынком.
Однако объединение происходит на фоне политических разногласий. Многие западные аналитики считают Россию возрождающейся страной, получающей все более высокие доходы от энергетического экспорта, все чаще стремящейся заявить о своих правах и больше не нуждающейся в поддержке Запада, которую она искала в 1990-е годы.
"Меня Россия разочаровала, - говорит западноевропейский чиновник. - Мы много лет обсуждаем с Россией одно и то же".
Александр Рар, эксперт по России в германском Совете по международным отношениям, говорит: "Россия отходит от Запада. Отношения становятся холодными. Россия отказалась от интеграции с Западом, которую она видела своей целью в 1990-х годах".
Россия, со своей стороны, с подозрением относится к намерениям Евросоюза. Московским ястребам не понравилось прошлогоднее расширение ЕС на восток, в бывшую советскую сферу влияния, они недовольны также тем, что считают стремлением Запада вмешиваться в дела республик бывшего СССР.
Их критика в основном направлена против США, но они также утверждают, что новые члены ЕС пытаются создать в союзе враждебное отношение к России. Сергей Ястржембский, представитель Путина в ЕС, говорит, что новички пытаются навязать свою точку зрения всему союзу.
Россия была в ярости, когда Литва и Эстония бойкотировали торжества в честь 60-летия Победы во Второй мировой войне, а Латвия использовала их как повод для критики российской оккупации стран Балтии после 1945 года.
Попытки России подписать с Латвией и Эстонией договоры о границе провалились. Кремль сердит и на Польшу - из-за роли, которую президент Александр Квасьневский сыграл в "оранжевой революции".
Многие в Польше и Балтии сочли местью Путина недавнее объявление о планах строительства нового газопровода из России в Германию через Балтийское море, минуя восточноевропейский транзит. Кремль утверждает, что причины чисто экономические, и отрицает, что стремится поссорить Германию с ее восточными соседями.
Способность Москвы оказывать влияние на ЕС может быть ограниченной из-за внутриполитических проблем, с которыми столкнулись три ближайших партнера Путина в ЕС: канцлер Германии Герхард Шредер, президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях