Статьи по дате

Frankfurter Rundschau | 4 октября 2006 г.

Время "темников" осталось позади

Ханс-Юрген Круг

Украинские СМИ между народом и рынком, свободой и финансовым давлением

Для киевского политолога Владимира Кулика радио, телевидение и газеты - не просто средства массовой информации. Они, как считает он, также отвечают за "формирование национального самосознания" на Украине, в государстве, возникшем в 1991 году. Ведь эта страна с самой большой территорией в Европе и населением примерно в 45 млн жителей еще очень далека от единства. Западная Украина ориентируется на Европу и США, Восточная - на Россию; в Галиции говорят в основном на украинском языке, в Донецке и Крыму предпочтение отдается русскому. Поэтому Кулик требует, чтобы СМИ "подчеркивали то, что нас объединяет, а не то, что разъединяет".

Сотрудникам украинских СМИ такие соображения в общем-то чужды. Телекомпании и газеты долгое время были ограничены официальными списками тем, так называемыми "темниками", спускавшимися пресс-службой президента, а теперь, через два года после "оранжевой революции", они почувствовали вкус новых свобод. Для Андрея Шевченко, который во время революции был главным редактором телекомпании "Пятый канал", а сейчас является депутатом парламента и председателем парламентской комиссии по средствам массовой информации, время "одних и тех же текстов, одного и того же видеоряда и одних и тех же комментариев" осталось позади. В 2004 году журналистика возродилась, Украина стала "страной свободной журналистики", говорит он.

Деньги, но не рейтинг

Шевченко называет количество украинских телекомпаний - 15. Общественного телевидения, финансируемого за счет налогоплательщиков, на Украине все еще не существует - и неясно, будет ли оно когда-нибудь. "Мы упустили хороший момент", - полагает Иванна Кобернюк, ведущая киевского телеканала ICTV - при этом она все же надеется, что общественное телевидение когда-нибудь будет создано, чего сегодня не может позволить себе медиасистема, разрывающаяся между телезрителями и олигархами, государством и рынком. Ведь старые вертикальные медийные структуры кажутся крайне стабильными: существует общенациональное государственное телевидение, финансируемое за счет бюджета, и 30 местных государственных телеканалов, в распоряжении которых имеется 1,5 млрд гривен (1 евро - 6,4 гривны). Однако в телевизионном рейтинге государственная телекомпания занимает всего лишь 11-е место.

Большинство украинских телеканалов частные - и за ними стоят могущественные группы влияния. Самый популярный частный телеканал "Интер" и канал "1+1" тесно связаны с Социалистической партии Украины (СПУ) бывшего президента Кучмы. ICTV, основанный в 2000 году, принадлежит стальному магнату и одновременно зятю Кучмы Виктору Пинчуку, а революционный "Пятый канал" - в 2004 году он первым показал демонстрации в Киеве - находится в собственности банкира и бизнесмена Петра Порошенко. Очень популярный в восточных областях телеканал "Украина" принадлежит самому богатому украинцу Ринату Ахметову.

Хотя еще относительно слаборазвитый украинский рекламный рынок (2005 год - 400 млн долларов) в настоящее время переживает невиданный бум и ежегодно удваивает свои объемы, к тому же в этом году во время предвыборной кампании в телевизионную рекламу были вложены колоссальные средства, только от трех до пяти телеканалов приносят прибыль. Другим требуется дополнительное финансирование, например деньги от олигархов. "До сих пор средства массовой информации на Украине были инструментом политического влияния", - говорит Эвхен Быстрицки из неправительственной организации Фонд "Ренессанс". Поэтому на Украине в отличие от Польши или Румынии иностранные концерны до сих пор редко вкладывают деньги в средства массовой информации. Завуалированная реклама - это популярная модель финансирования рядовых телевизионных программ, и она встречается даже в новостях. То одна, то другая политическая сила, говорит Шевченко, проплачивает (неофициально) положительную информацию о себе, однако из-за роста цен эти непосредственные выплаты сокращаются. А Кобернюк исходит из того, что "правильное общение с журналистами - вещь более простая и, наверное, более дешевая".

Если американский фонд Freedom House рассматривает украинский рынок как единственно независимый на всем пространстве бывшего Советского Союза, то население по-прежнему считает СМИ и политиков коррумпированными. Например, частный телеканал ICTV постоянно транслировал заказные репортажи. "Тогда это было для нас единственной возможностью заработать деньги, - говорит Иванна Кобернюк. - Наверное, немецкому журналисту понять эту ситуацию нелегко". Здесь надеются, что к концу года можно будет "полностью" отказаться от завуалированной рекламы. Шевченко также рассказывает о черном нале, "деньгах в конвертах", особенно "в провинции". Только развитие рынка средств массовой информации может положить конец подобным выплатам.

Украинский рынок средств массовой информации - это исключительно молодой рынок. Большинству репортеров нет еще и 30 лет, их заработки колеблются от 200 до 1000 евро - что, правда, больше, чем средняя зарплата (в Киеве составляющая 200 евро), но меньше, чем в других телевизионных службах. Разница слишком большая, и "от этого страдает качество", говорит Шевченко, который сам только что отметил 30-летие, а в прошлом году удостоился приза "За свободу прессы" от организации "Репортеры без границ". "Сейчас у журналистов появились новые возможности, - добавляет Кобернюк. - Однако я не могу утверждать, что они используют их в полной мере". Культуры критического репортажа еще не существует.

Печатные издания на Украине никогда не имели такого же значения, как телевидение. И хотя здесь выходит более 300 газет, их регулярно читают только 20% украинцев. Местные газеты находятся в собственности региональных администраций или муниципалитетов. Существуют также государственные радиостанции. Но молодежь отдает предпочтение музыкальным радиостанциям с украинской попсой. Юрий Дуркот видит в настоящее время на радио одну тенденцию: "Радиостанции однозначно делают ставку на развлечения".

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru