The Guardian | 4 октября 2006 г.
Кремлевский питбуль обещает броситься на Shell в битве за Сахалин
Том Партифф
Борьба за то, чтобы вырвать контроль над ресурсами из рук западных компаний, как фон напряженности в России и Африке
Этот поединок, казалось, воплотил в себе растущий конфликт между играющим на повышение Кремлем и западными нефтяными компаниями, работающими в России. На одной стороне был Олег Митволь, кремлевский бойцовый пес ростом 6 футов 2 дюйма, одетый в черный пиджак, который представляет сторону обвинения в коллизии вокруг крупного нефтегазового проекта "Сахалин-2" у дальневосточного побережья России. Митволь пообещал сделать "все, что в его власти", чтобы прекратить проект и заставить очистить окружающую среду. Против него - Майк Д'Арденн, бородатый австралийский нефтяник весом 200 фунтов в черной шляпе, представляющий иностранный консорциум во главе с Shell, который ведет проект стоимостью 20 млрд долларов.
"Послушайте, вы не можете плыть на этом катере, потому что у нас не хватит спасательного снаряжения на всех", - сказал человек из Аделаиды. Митволь поднялся в полный рост и сердито ткнул пальцем в грудь Д'Арденна. "Это Российская Федерация, - прогремел он. - Ее вы еще не купили. Я заместитель главы государственной структуры, и я решаю, что здесь будет. Это судно отправляется сейчас. А если места мало, вылезайте".
В ходе гастролей, порой напоминающих высокий фарс, Митволь на прошлой неделе повел группу из журналистов, экологов и смущенного южнокорейского дипломата на головокружительную экскурсию по местам предполагаемых экологических нарушений, совершенных Shell и ее японским партнерами по проекту Sakhalin Energy.
Призовой боец
Чтобы разоблачить порок, не пожалели никаких усилий. Группу, куда входил и корреспондент Guardian, вывезли на 6 тыс. миль к востоку от Москвы, на Сахалин, на чартерном "Иле" с креслами леопардовой расцветки.
"Вы должны увидеть своими глазами, как Shell уничтожает нашу природу", - заявил Митволь, бывший партнер олигарха Бориса Березовского, ставший кремлевским призовым бойцом во все более отвратительной схватке с иностранными нефтегазовыми компаниями. Он утверждает, что стоимость исправления ошибок на Сахалине может достичь 50 млрд долларов, и обещает уголовное дело за каждое незаконно уничтоженное дерево.
На прошлой неделе министерство природных ресурсов отозвало выданное в 2003 году экологическое разрешение на проект "Сахалин-2", в рамках которого строительство еще не закончено. Мера, которую еще должны утвердить другие государственные органы, может заморозить разработку, увеличив расходы на миллиарды. Идет месячное экологическое расследование, призванное установить, как Shell может исправить предположительный ущерб.
Shell отрицает злоупотребления, западные правительства протестуют, а дипломаты в частном порядке говорят, что это выглядит уловкой, призванной убедить Shell отдать российскому государственному монополисту "Газпрому" большой кусок проекта в ходе несправедливого обмена активами.
Другие иностранные энергетические компании тоже обвиняются в пренебрежении правилами по охране природы, рождая подозрения, что Кремль счел экологические лицензии новым механизмом для оказания давления на непокорных иностранных партнеров.
Российских чиновников бесит, что компании вроде Shell отказались пересматривать соглашения о разделе продукции, заключенные в начале 1990-х годов, когда страна была бедна и вынужденно соглашалась на кабальные условия. По соглашению о "Сахалине-2", Shell может вернуть все расходы по проекту - по оценкам, 20 млрд долларов - прежде чем начнет делиться прибылью с российским правительством.
Внезапное желание Москвы защищать природу принесло ей неожиданных партнеров - экологов, обычно критикующих Кремль. "Мы готовы быть проститутками со всеми, если конечный результат - это защита экологии", - заявил Игорь Честин, возглавляющий российское отделение World Wildlife Fund, который был в группе и признал, что изъятие разрешения у Sakhalin Energy, "вероятно, связано с "Газпромом"".
По одной из версий, "Газпром" хочет добраться до заводов регазификации, принадлежащих Shell в США, - на них сжиженный газ нагревают, возвращая в газообразное состояние.
Экологи говорят, что строительные работы на "Сахалине-2" повредили единственное известное место кормежки западных серых китов, а также зрелые леса, что привело к гибели диких животных. Первой остановкой экскурсии Митволя была бухта Анива на южной оконечности острова (инцидент с Д'Арденном был урегулирован путем телефонного звонка генерального директора Sakhalin Energy, Иана Крейга).
Оползень
Водолазы на катере говорили, что Shell незаконно сбросила в бухту миллион кубометров отходов, когда углубляла секцию, чтобы обеспечить доступ танкерам, обслуживающим завод сжиженного газа, который строится на берегу. "Все виды морских существ были полностью уничтожены", - заявил Дмитрий Лисицын, представитель Сахалинской экологической охраны.
Следующая остановка была в 35 милях от столицы острова, Южно-Сахалинска, где маршрут трубопровода Shell, пролегающий от ее платформ на север, проделал огромную просеку на лесистом склоне. Иван Блоков, российский директор Greenpeace, заявил, что просека для трубы в четыре раза шире, чем было согласовано, а оползни блокировали нерест рыбы, что повторилось примерно на 100 других водных протоках на трассе. "Это катастрофа", - считает он.
Пока он говорил, Джошуа Огуньянво из Нигерии, инженер-строитель прибрежных трубопроводов Sakhalin Energy, попал в засаду, устроенную Митволем. Окруженный взволнованными экологами и чиновниками, Огуньянво признал, что на этом отрезке "были мелкие проблемы с грязевыми оползнями", но заявил, что это "рабочий момент", не типичный для остальной трассы.
Представители Sakhalin Energy ранее назвали поездку Митволя "увеселительной экскурсией" и заявили, что продолжают работать в обычном режиме, поскольку не получали уведомлений, требующих прекратить их деятельность.
Митволь был непоколебим. "После того, что я здесь увидел, я сделаю все, что в моей власти, чтобы прекратить проект и заставить Shell исправить ошибки", - заявил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях