Статьи по дате

Frankfurter Rundschau | 4 октября 2007 г.

Путинский покер в борьбе за власть

Карл Гробе

В России уже стало традицией делить шкуру медведя до того, как она будет с него - то есть с русского народа - снята во время выборов. Неважно, чем закончится путинская игра в борьбе за власть, сегодня можно сказать с абсолютной уверенностью: кадры решают все

Владимир Путин возглавит "Единую Россию" на выборах в Госдуму, а чтобы придать шумихе вокруг всего этого еще большую силу, эта партия отказывается от традиции: во главе списка кандидатов будет стоять не обычная тройка, а лишь фамилия на букву П. Путин может даже сэкономить на членских взносах: беспартийный может абсолютно легально возглавлять список партии на выборах. А партия, окрыленная продолжающей набирать обороты не без участия СМИ популярностью все-еще-президента, может рассчитывать на хороший результат на выборах. Все остальные могут споткнуться о пятипроцентный барьер.

Если таким образом снова возродится разрушенная два десятилетия назад успешная модель однопартийной системы, то Путин в такой ситуации не сможет больше противиться "управляемому демократическому" желанию и станет премьером. Он может себе это представить, конечно, при определенных условиях: во-первых, партия должна выиграть выборы, что, впрочем, и так понятно. Во-вторых, новый президент должен быть порядочным, дееспособным и эффективным. Второе условие означает больше, чем может показаться на первый взгляд: именно эти слова Путин использовал, говоря о нынешнем премьер-министре Зубкове, предлагая его кандидатуру на премьерский пост, а он-то как раз уже заявил о том, что представляет себе возможность выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах и победить на них. Ну что, товарищи, всем все понятно?

В России уже стало традицией делить шкуру медведя до того, как она будет с него, то есть с русского народа, снята. Обратный перевод с демократического: кадры решают все. В странах с демократической традицией все происходит по той же схеме, только вот там на выборах соперничают по меньшей мере две кадровые группы с приблизительно одинаковыми шансами на успех, при этом сами выборы являются также скорее повторяющимся через определенный промежуток времени ритуалом.

В России демократия после периода от перестройки до эпохи Ельцина превратилась в демократизм, в механизм, при использовании которого народом получается желаемый результат. Закон о партиях и выборах уже позаботился о том, чтобы нежелательные персоны до выборного процесса не допускались. Возможно, эта точка зрения слишком пессимистична, ростки гражданского общества, островки свободы слова есть и в водовороте путинизма. Тот, кто остерегается действовать наперекор интересам власти - включая и экономическую монополию - получает свободы. Но поскольку и они вынуждены держаться подальше от политики, игры за власть без помех проводятся и дальше.

Путин (ему 55 лет) со товарищи, очевидно, делают ставку на то, что 66-летний Зубков станет в период его, Путина, премьерства, послушным президентом - если, конечно, подтвердятся соответствующие предсказания кремлевских астрологов. Некоторые считают возможным тот вариант, что более пожилой преемник не оставившего власть Путина не выдержит полного президентского срока. Если президент станет неспособным исполняться свои полномочия, частично их возьмет на себя глава правительства сроком на 3 месяца - по истечении которых в ходе досрочных выборов он может быть избран на высший государственный пост.

Но не является ли все это лишь красивыми домыслами? Зубков хоть и старше Путина, но возраст не может защитить от тщеславия, о чем свидетельствуют не имеющие отношения к России примеры Аденауэра, Де Голля и Рейгана. У тщеславного Зубкова появятся возможности. Президенту - а не парламенту и не главе правительства - напрямую подчиняются "силовые министры" (внутренних и иностранных дел, обороны и чрезвычайных ситуаций); именно он определяет кандидатов в губернаторы в регионах; он же сосредотачивает в своих руках власть над СМИ. Путин сам продемонстрировал, чего можно добиться при помощи всех этих конституционных возможностей. Кроме того, у Зубкова достаточно сведений о финансовой деятельности концернов для того, чтобы усмирить их и сделать послушными.

Но именно потому, что Путину точно известно, как были свергнуты господа Горбачев, а позднее и Ельцин - он сам был одним из главных действующих лиц - он, конечно, действует предусмотрительно. Он останется у власти, опираясь на всесильную партию власти. Даже если от него отойдут "Газпром" и другие, у него останется другой козырь - его популярность, а также конфликт партии с аппаратом. И вот здесь начинается неизвестность. Рискнет ли Путин начать во второй раз и прыгнуть с 10-метрового трамплина властной вертикали в холодную воду народного движения? Но подобные предположения переходят уже все мыслимые границы.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru