Le Monde | 4 октября 2007 г.
Путин играет с огнем
Редакция
Похищения, пытки, казни без суда и следствия: методы, используемые российскими силами "правопорядка" в Ингушетии, маленькой мусульманской кавказской республике, входящей в состав РФ, странным образом напоминают о событиях, происходивших в конце 1990-х в соседней Чечне. Спецподразделения федерального МВД и Федеральной службы безопасности, унаследовавшей функции и методы КГБ, присвоили себе право решать, кому жить, а кому умирать, под тем предлогом, что в Ингушетии укрывается мусульманская герилья.
На самом деле, таковая присутствует по всему Северному Кавказу, от Кабарды до Дагестана. Между тем, прибегая к жестоким репрессиям, Кремль рискует расширить ряды боевики вместо того, чтобы приостановить их разрастание. Несомненно, центральная российская власть боится потерять контроль над этими кавказскими республиками, всегда артачившимися под его опекой. В отличие от чеченцев, ингуши до настоящего времени не поддавались искушению сепаратизма.
Какими резонами руководствуется Владимир Путин при применении силовых мер подобного типа? Прежде всего, не стоит недооценивать силу дурных привычек. Чеченский прецедент наводит на мысль, что приближение декабрьских парламентских и мартовских президентских выборов заставляет власть имущих создавать очаги напряженности с целью мобилизовать избирателей. Такая схема сработала в 1999 году, когда Путин занял место Бориса Ельцина. Но тогда результат выборов не был известен заранее, сейчас же, после восьми лет путинского правления, влияние власти на общество не оставляет места какой бы то ни было непредвиденности. Путину не нужна новая война, чтобы продолжать управлять - самому или через подставное лицо - государственными делами... и экономикой.
Еще одна гипотеза может объяснять возобновление напряженности в Ингушетии: ситуация по всему Кавказу. Как и Чечня,Ингушетия имеет общую границу с Грузией, ставшей для русских жупелом после того, как она избавилась в 2003 году от решающего влияния Кремля. Эта кавказская республика, обретшая независимость в 1991 году, считается в Москве передовым бастионом Запада. Ради ее дестабилизации ничем не стоит пренебрегать. Россия изгнала грузин со своей территории и ввела некое подобие блокады. Она поддерживает сепаратистские регионы Грузии - Абхазию и Северную Осетию - и без колебаний провоцирует инциденты на чеченской границе. Ингушетия стала новым источником нестабильности, который может помешать американцам принять Грузию в НАТО. Играя на этом, Путин играет с огнем как внутри России, так и со своими соседями и Западом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях