Financial Times | 4 сентября 2006 г.
Чтобы предотвратить возможные нефтяные войны, нужны срочные меры
Майкл Мичер
Пока внимание мировой общественности приковано к последствиям войны между Израилем и "Хизбаллах", остро возрастает другая, гораздо более масштабная и опасная угроза. В июле министр энергетики США Сэмюэл Бодман сказал, что в обозримом будущем "спрос на нефть превысит предложение".
За месяц до этого бывший президент США Билл Клинтон поднял тревогу по поводу того, что в ближайшие 35-50 лет в мире закончатся запасы "извлекаемой нефти", что повысит опасность войн "за любые ресурсы". В ноябре прошлого года бывший кандидат в вице-президенты Джо Либерман предупредил, что попытки США и Китая использовать импорт для удовлетворения растущего спроса могут дойти до конкуренции "такого же накала и опасности", как гонка ядерных вооружений между США и СССР. Однако все это остается практически без внимания в Великобритании.
В мире потребляется порядка 84 млн баррелей нефти в день, но из-за растущего спроса, вызванного экономическим ростом в Китае, Индии и других странах, Управление энергетической информации США недавно выступило с прогнозом, согласно которому в 2025 году спрос составит 121 млн баррелей в день. Однако за 20 лет нельзя будет удовлетворить спрос, выросший почти на 50%. Как сказал недавно глава отдела добычи компании Total: "Такие объемы, как 120 млн баррелей в день, никогда не будут достигнуты, никогда".
Во-первых, нефти просто нет. За последние десять лет мир использовал в год порядка 24 млрд баррелей нефти, при этом в год обнаруживалось менее 10 млн баррелей новой нефти. Во-вторых, даже если бы она была доступна, финансовые издержки чрезмерно высоки. По оценке "Всемирного энергетического обозрения 2005", для доставки нефти потребителям потребуются инвестиции в 17 тлрн долларов: т.е. вполовину больше американского ВВП. В-третьих, отсутствует инфраструктура для ее транспортировки без невообразимых скачков цен. Мировые перерабатывающие мощности и резервное производство практически исчезли.
В следующие 20 лет зависимость Запада от ключевых производителей Персидского залива - Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов - почти удвоится, а их доля мирового производства нефти вырастет с четверти до половины.
Вместе с Россией и Венесуэлой к 2025 году они, как ожидается, будут ответственны более чем за 60% производства нефти. Производство стран, не относящихся к ОПЕК, уже приближается к своему пику и соответственно начинает снижаться. Когда к 2010 году ОПЕК не сможет удовлетворить растущий спрос, они станут хуже справляться с временными флуктуациями. Колебания цен неизбежны, и рост спроса придется сдерживать.
Есть только три пути выхода из этого приближающегося кризиса. Один из них - "разрушение спроса", которому до некоторой степени будет способствовать ограничение предложения, но почти наверняка слишком мало и слишком поздно. Второй путь - диверсификация и выход за пределы ископаемого топлива в сферу возобновляемых источников энергии и энергосбережение. Ничто не указывает на то, что в мире делаются какие-то шаги в этом направлении в необходимом масштабе. Третий путь одновременно близорукий и контрпродуктивный, но именно его сейчас придерживаются, - захватить себе львиную долю сокращающихся запасов нефти.
Генерал Джон Абизаид, командующий американскими силами, сказал в марте, что американским силам, возможно, придется остаться в Ираке на неопределенный срок из-за нефти.
В то же время, в последний год Китай, Индия, Россия и Иран подписали друг с другом энергетические сделки на сумму примерно 500 млрд долларов и начали создавать своеобразный азиатский "энергетический клуб", который будет пользоваться собственным трубопроводом и энергетическим рынком.
Шанхайская организация сотрудничества включает в себя не только Китай и Россию, но готовится принять в качестве полноценных членов Иран, Индию и Пакистан. Экономической целью этого, очевидно, является отстранение США от контроля над каспийскими энергетическими запасами. ШОС стремится к роли организации, противостоящей геополитическому владычеству США.
Ситуация с газом носит еще более угрожающий характер. Укрепляющиеся связи между Россией и Алжиром вызывают тревогу, что последние переговоры между российским "Газпромом" и алжирской государственной компанией Sonatrach могут стать первым шагом к формированию газовой картели. Сокращающееся число стран-поставщиков может способствовать формированию газовой ОПЕК. Альянс трех ведущих экспортеров газа, который будет гораздо более эффективным, чем ОПЕК, это ночной кошмар для международных рынков.
Это поворотный момент в истории. Еще никогда в прошлом не случалось, чтобы настолько фундаментальный ресурс, как нефть, находился под угрозой истощения без какой-либо перспективы замены. Саморазрушительная стратегия в отношении сокращающихся поставок нефти и газа должна немедленно быть изменена, и новая мировая энергетика должна быть построена на возобновляемых источниках энергии, экономии углеродных запасов и энергосбережении. Если этого не произойдет, мы рискуем повторением Великой депрессии, ростом военного напряжения и перспективой крупных войн.
Майкл Мичер - депутат британского парламента от лейбористов, бывший министр экологии
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях