The Guardian | 4 сентября 2008 г.
Только комбинированная политика сдерживания и разрядки может противостоять этому вызову
Тимоти Гартон Эш
Другие стороны тоже далеко не безвинны, но путинская Россия ныне готовится испытать на прочность европейский стиль внешней политики в целом
Сейчас, когда вы читаете эти строки, еще один уголок Европы подвергся этническим чисткам. Это означает, что молодые мужчины убиты, престарелые женщины изгнаны из домов, где прожили всю жизнь, деревни разграблены и сожжены. В сегодняшней Южной Осетии, как и в Боснии, в роли мясников выступают в основном нерегулярные вооруженные формирования типа ополчений. "Да, мы проводили операции по чисткам", - сказал лидер ополченцев "Капитан Элрус" корреспонденту Guardian Люку Гардингу. Эти расправы совершались прямо под носом российских военнослужащих, ныне в одностороннем порядке переименованных в миротворцев - собственно, для этого им просто выдали голубые каски. Эти этнические чистки распространились на буферную зону вокруг Южной Осетии, которую Россия создала в одностороннем порядке, эксплуатируя гипотетическую лазейку в соглашении о прекращении огня, заключенном при посредничестве Николя Саркози от имени ЕС.
Эти факты, установленные отважными и дотошными репортерами на местах, являются безошибочным симптомом неспособности Европы сдержать ее основополагающее обещание - обеспечить мирную жизнь даже в собственных окрестностях. Одновременно это симптом того целенаправленного, стратегического вызова, который бросает Россия всему стилю политики и международных отношений, который сложился в конце XX века и олицетворяется ЕС. Не недооценивайте значимости этого момента.
Следует особо сказать о двух вещах, которые осложняют ситуацию, но не опровергают моего тезиса. Во-первых, грузинские лидеры заслуживают порицания за свой безрассудный поступок - эскалацию конфликта в Южной Осетии 7 августа. Они допустили, чтобы их войска ранили и убивали мирных граждан, и не предвидели, что Россия предпримет сокрушительные ответные меры, применив военную силу, - несмотря на приметы того, что этот удар был заранее отрепетирован. "Мы не готовились к подобному варианту", - признался Бату Кутелия, заместитель министра обороны Грузии. Безответственные недоумки.
Во-вторых, угасающая администрация Буша проявила свойственную ей некомпетентность, позволив грузинскому правительству питать пусть даже смутные надежды на то, что американские солдаты придут на помощь этому потенциальному "Израилю на Кавказе". По некоторыми сведениям, Госдепертамент предостерегал, что это невозможно, но не все сектора нынешней дисфункциональной администрации посылали одинаково четкие сигналы. А когда весь мир высмеял негодующую реакцию Вашингтона, стало также ясно, как сильно пошатнулся престиж США из-за их вторжения в Ирак. (Не вторгайтесь в суверенные государства - это же только мы делаем.)
Так что Тбилиси и Вашингтон тоже в чем-то виноваты. Но выискивание недостатков у Соединенных Штатов (вид спорта, которым блестяще владеют европейцы) и у Грузии (отдаленной страны, о которой большинство европейцев ровно ничего не знает) ничуть не уменьшает или не перечеркивает тот вызов, который Россия сегодня бросает всему стилю, в котором Западная Европа пытается урегулировать жизнь людей с 1945 года, и тому кредо, которое исповедует большая часть Европы с 1989 года.
"Территориальная целостность" тут не главное. Суть нашего нового европейского стиля действий можно скорее назвать "процессуальной целостностью". Границы существующих государств следует уважать, но в исключительных случаях территории в составе государств могут договариваться о своей особой автономии или даже на референдуме принимать решение о провозглашении независимости (так сделали Словакия и Косово, и, возможно, однажды сделает Шотландия) - но только мирными средствами, путем переговоров и общего согласия, с санкции законов данного национального государства и норм международного права. "Каким образом" - даже еще важнее, чем "что".
Таков наш основополагающий принцип, на который путинская Россия теперь идет в лобовую атаку. Россия фактически дает понять, что одностороннее применение силы во имя национальных интересов - один из обычаев великих держав, а многосторонний, основанный на юридических нормах порядок ЕС, порожденный обществом эпохи постмодерна, - преходящий анахронизм, оставшийся от XX века, и, как сказано в диалоге жителей Мелоса с афинянами у Фукидида: "Сильные делают, что в их силах, а слабые покоряются".
И какой же ответ дает Европа? Итоги чрезвычайного саммита ЕС, состоявшегося в этот понедельник, были не так плохи, как могло случиться. В противоположность предыдущему чрезвычайному саммиту, который был созван пять лет назад по вопросу об Ираке, было сохранено хотя бы минимальное единство. Но меры, о которых договорились на саммите, все равно были вялыми. Владимир Путин с очевидной удовлетворенностью высказался в том духе, что здравый смысл, слава Богу, победил. Да и единство какое-то шаткое, отражающее тот факт, что разные страны находятся в разной степени энергетической зависимости от России и в прошлом соприкасались с ней по-своему. Москва приложит все силы для того, чтобы сыграть на этих разногласиях. Газета "Известия" в понедельник опубликовала занятную разноцветную карту государств-членов ЕС, разделенных на четыре категории: Великобритания и Польша были объявлены "ярыми критиками", а Германия, Франция, Бельгия и Италия в качестве комплимента именовались "лоббистами Москвы".
Мне показалось, что тон легкого самодовольства, прозвучавший у Саркози и Жозе Мануэля Баррозу на брюссельской пресс-конференции по итогам саммита, неуместен. Нельзя переходить на такой тон, когда в то время, пока вы выступаете, несчастные женщины и дети лишаются всего имущества, если не хуже, поскольку Европа не способна им помочь. Поражение - это не победа. А этот саммит можно будет считать успешным только если с него начнется глубокое переосмысление всего курса Европы в отношении России.
Нам требуется двоякий подход, комбинирующий элементы мощного сдерживания и умелого диалога - сочетание холодной войны с разрядкой, если хотите. Мнение Путина в России не единственное. Развеялись надежды, что взгляды президента Медведева, выражаемые публично, вскоре начнут разниться с мнением Путина, но есть и другие точки зрения, в том числе идеи, которые высказывают в кулуарах некоторые встревоженные российские капиталисты. Следует четко объяснить, что двери для стратегического партнерства, о котором Запад мечтал в 1990-е годы, все еще распахнуты - Россия все еще может стать новым столпом либерального международного порядка.
Однако теперь мы должны исходить из новой рабочей предпосылки - предположения, что нынешняя Россия в обозримом будущем останется путинской: беспощадной великой державой, которая твердо намерена отринуть влияние Запада и установить свою собственную сферу влияния а-ля XIX век в постсоветском пространстве. Она останется державой, которая готова применять силу, запугивание и вымогательство для проведения в жизнь своих национальных интересов, которые она видит как "защиту" миллионов русских в других суверенных государствах близ своих границ: например, в Крыму, на территории независимой Украины, где лишь чуть больше половины населения считает себя русскими, а Кремль держит в Севастополе свой Черноморский флот.
"Yalta, c'est fini" - "С Ялтой покончено", - заявил Саркози на пресс-конференции в Брюсселе, подразумевая гипотетический раздел Европы на две сферы влияния на Ялтинской конференции 1945 года. Но, возможно, начинается "новая Ялта" - в том же самом крымском городе и многих подобных ему городах, где Россия-матушка жаждет позаботиться о своих детях. Европа должна сделать для Грузии все, что в ее силах, в том числе обеспечить свое заметное присутствие на местах. Но в стратегическом плане еще важнее всеми силами помочь Украине, крупному и ключевому государству, которое (в отличие от Грузии) все еще более или менее контролирует всю территорию в своих границах.
Дэвид Милибэнд поступил совершенно правильно, посетив Украину в качестве ответа на грузинский кризис. Ныне ЕС следует создать для Украины четкие перспективы вступления в свои ряды. Следует направить на места - особенно в такие области, как Крым - наблюдателей, официальных представителей, юристов, советников по политическим вопросам и сотрудников организаций, стимулирующих развитие (причем эти люди должны владеть украинским и русским языками). Принимая ответные меры, нам следует реалистично оценивать не только Россию, но и наши собственные сильные и слабые стороны. Россия сильна танками. Европа не сильна в искусстве чего-то добиваться при помощи танков. Но мы можем сделать тысячу других вещей, которые по отдельности слабее, мягче и медлительнее танков, но со временем и при условии грядущего приема в ЕС могут стать более могучей силой. Ныне европейская модель подвергается проверке на прочность.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях