International Herald Tribune | 4 сентября 2008 г.
Сможет ли Запад приручить Москву с помощью российских олигархов?
Лэндон Томас-младший
Раз российская война с Грузией грозит перерасти в холодное и продолжительное противостояние с Западом, мировые амбиции политически зависимых российских миллиардеров могут пострадать.
Олигархи, как их часто называют, уже заплатили свою цену: российский фондовый рынок недавно обрушился до своего двухлетнего минимума, когда иностранные инвесторы, напуганные кремлевским бряцанием оружием, стали выводить активы.
Однако с учетом огромных богатств олигархов, даже самое резкое падение индексов лишь слегка сократит их состояния. В более отдаленной перспективе возможна угроза того, что их близкие отношения с премьер-министром Владимиром Путиным и выбранным им президентом Дмитрием Медведевым могут стать камнем у них на шее. В финансовых кругах бытует мнение, что бизнес с опекаемыми Кремлем олигархами ныне связан с риском, степень которого повышается.
"Это большой удар, шок для всех этих людей, - отметил Андерс Аслунд, критик российского правительства и эксперт по России и Восточной Европе в Институте международной экономики Петерсона в Вашингтоне. - Отношения с Западом будут сложными. Будут санкции, фондовый рынок катится в пропасть, и все это делает Путин".
Россия утверждает себя с помощью силы, и Евросоюз пытается выработать единый дипломатический подход к Москве. Некоторые политики из ЕС говорят, что лучшим способом оказания влияния на Кремль было бы влияние на российское деловое сообщество в Европе, в особенности в Лондоне, где у олигархов значительные финансовые интересы.
Столкновение России с Западом последовало через шесть лет сырьевого бума, который вдохнул новую жизнь в некогда слабую экономику и вывел деловую элиту страны на верхние строчки рейтингов мировых миллиардеров. Помимо всего прочего, ведущие бизнесмены страны стали предпринимать шаги по расширению своих международных операций и ослаблять связи с Россией.
42-летний нефтяной барон Роман Абрамович с предполагаемым состоянием в 23 млрд долларов, который владеет футбольным клубом "Челси", продал большую часть своего российского портфеля и ушел с поста губернатора российского региона Чукотка. Он также недавно представил планы превращения эксклюзивного дома XIX века на лондонской площади Лоундес-сквер в особняк с бассейном и гаражом.
40-летний Олег Дерипаска, алюминиевый магнат с состоянием в 28 млрд долларов, также проявляет интерес к активам за пределами России. Его компания "Базовый элемент", выручка которой в прошлом году составила 27 млрд долларов, инвестировала в канадскую компанию по производству комплектующих для автомобилей Magna, приобрела большие доли в двух строительных фирмах в Австрии и Германии и стала крупным инвестором в Черногории. Кроме того, Дерипаска рассматривает возможность публичного размещения акций "Русала", алюминиевой компании, которую он также контролирует.
Кто не удивляется действиям Путина, так это Борис Березовский, покинувший страну олигарх, знакомый с Путиным с 1990-х. Тогда они конкурировали между собой за внимание со стороны тогдашнего президента Бориса Ельцина. Любви между ними никогда не было.
"Запад играет по правилам демократии, но Путин - это гангстер, - заявил он, сидя во главе стола для переговоров в своем лондонском офисе. - Он понимает только силу".
После своего бегства в Лондон в 2000 году, где ему предоставили политическое убежище, он стал неустанно призывать Соединенные Штаты и Европу порвать связи с Путиным.
Теперь он утверждает, что лучший способ наказать Россию - это конфисковать активы у "любимчиков" Путина, таких как Абрамович и Дерипаска. "Они - часть его режима", - заявил Березовский.
В том, что касается Абрамовича, которого большинство аналитиков считают ближайшим сподвижником Путина, Березовский даже не претендует на беспристрастность. Он подал иск на 2 млрд фунтов стерлингов против своего бывшего партнера по бизнесу, заявив, что Абрамович заставил его продать свои акции в российской нефтяной компании "Сибнефть" и другие активы по цене гораздо ниже их истинной стоимости.
Представители Абрамовича и Дерипаски подвергли сомнению предположение, что их расширяющиеся деловые операции могут пострадать из-за антипутинской реакции.
Говоря от лица Абрамовича, Джон Манн отказался реагировать на заявления Березовского, сославшись на продолжающуюся судебную тяжбу.
Представитель Дерипаски отметил, что "Базовый элемент" поддерживает нормальные и конструктивные отношения с российскими властями".
По данным Аслунда, у Абрамовича более близкие отношения с Путиным и Медведевым. Аслунд привел пример продажи в 2005 году его доли в нефтяной компании "Сибнефть" за 13 млрд долларов "Газпрому", где в тот момент Медведев был высокопоставленным руководителем, в качестве доказательства его связей с Кремлем.
На протяжении нескольких лет инвесторы не придавали значения этим тесным связям. Но начало войны, наряду с продолжающимся конфликтом между BP и российскими деловыми партнерами по российскому нефтяному предприятию ТНК-BP, предполагает, что в будущем контакты между крупным бизнесом и правительством России больше не будут восприниматься с такой легкостью.
"Надбавки за риск должны получить более широкое применение в России, - отметил Джон-Пол Смит, стратег по России и Центральной Европе и менеджер по управлению активами Pictet. - Вы никогда не знаете, где заканчивается частный бизнес и начинается правительство".
Масштаба бизнеса Дерипаски и Абрамовича должно оказаться достаточно, чтобы защитить их от любой реакции со стороны инвесторов. "Русал", который контролирует Дерипаска, является крупнейшим производителем алюминия в мире, а "Евраз Сталь", российский холдинг Абрамовича, является крупной международной сталелитейной компанией.
В сумрачном мире российских финансов поиск прямых свидетельств экономических связей между Путиным и ведущими российскими бизнесменами может оказаться невозможным - не говоря уже о поисках законных оснований для замораживания активов.
Более того, несмотря на жесткие высказывания со стороны Вашингтона и Лондона, в Европе преобладает стремление ладить с Россией и сохранять важные энергетические связи, которое могут защитить Москву от серьезных санкций.
Абрамович и Дерипаска выстроили сильные личные и деловые связи и на Западе. Например, Дерипаска полагается на финансовые советы Натаниэля Ротшильда. Он также является партнером Питера Мунка, председателя и основателя Barrick Gold, по инвестициям в нескольких проектах.
"Тот факт, что он близок Путину, - это не плюс и не минус, - заявил Мунк, заседающий в консультативном совете "Русала". - Я сужу о нем по его поведению и полностью доверяю ему".
И все-таки банкиры в Москве говорят, что дипломатическая отчужденность Москвы повлечет за собой результаты на долгосрочный период. Привлечение капитала из западных банков уже стало нелегким делом ввиду ужесточения условий предоставления кредита, и процесс получения виз усложнился.
Американскую визу Дерипаски уже аннулировали в связи с опасениями по поводу его деловых практик. В прошлом месяце Дэвид Камерон, лидер британской Консервативной партии, призвал пересмотреть визовую политику в отношении российской элиты.
В то же время, не похоже, что Дерипаска или Абрамович, владелец одного из самых популярных английский футбольных клубов, пострадают от пренебрежительного отношения. Но простое упоминание этой идеи ведущим британским политиком является лишним доказательством того, что отношение к ведущим российским олигархам может испортиться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях