Le Monde | 4 сентября 2008 г.
Дипломатическая изоляция России проявляется даже в ее традиционной зоне влияния
Мари Жего
Спустя неделю после признания Россией независимости сепаратистских регионов Южной Осетии и Абхазии Москва одинока в своем поступке. На сегодняшний день ни одно из государств "постсоветской" периферии не последовало за ней. Визит российского премьер-министра Владимира Путина в Ташкент 2 сентября только усилил это впечатление.
Да, встречи с узбекским президентом Исламом Каримовым были плодотворными. Узбекистан дал согласие на новый "пакт", предложенный "Газпромом". Стремясь сохранить контроль над среднеазиатским газом, монополист планирует построить новую сеть газопроводов, ведущих в Россию. Взамен узбекский газ будет приобретаться по "европейским" ценам (300 долларов за 1000 кубометров вместо сегодняшних 120 долларов).
Однако Ислам Каримов предпочел не высказываться по грузинскому кризису. Ни один из среднеазиатских союзников не поддержал позицию России. Такое отсутствие энтузиазма было продемонстрировано на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 28 августа в Душанбе, когда четыре республики Средней Азии поддержали позицию Пекина.
Сепаратистские поползновения
Китай, сталкивающийся с сепаратистскими поползновениями в Тибете и Синьцзяне, не может допустить сомнений относительно принципа территориальной целостности. Бывшие четыре республики-сестры России последовали его примеру. Об этом недвусмысленно говорится в итоговом заявлении саммита. ШОС "поддерживает активную роль России в миротворческих операциях и сотрудничестве в регионе", но подтверждает свою приверженность "усилиям по сохранению единства государств и их территориальной целостности".
Даже самый верный партнер Москвы, Белоруссия отказывается вступать на путь признания. Белорусский президент Александр Лукашенко в нескольких словах похвалил российское военное вторжение, но не более. "Все было сделано отлично, очень спокойно, мудро и красиво", - заявил он 19 августа по завершении встречи со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым.
У белорусского президента были свои уважительные причины вести себя сговорчиво: он приехал, чтобы договориться о получении кредита в размере 2 млрд долларов для своей страны. И разве Москва несколькими днями ранее не отчитала его за отсутствие поддержки? "Нам не очень понятно, почему государственные власти Белоруссии хранят скромное молчание", - протестовал российский посол в Минске Александр Суриков.
Азербайджан и Армения, два соседних с Грузией государства, ведущие спор за анклав Нагорный Карабах, во время кризиса хранили молчание. Стратегический союзник России в регионе, Армения, зависимая от американских субсидий, не может открыто встать на российскую сторону. Чтобы сохранить лицо, армянский президент Серж Саркисян выразил свои "соболезнования", и только.
Молдавия, имеющая дело с пророссийским сепаратизмом в Приднестровье, имеет все основания действовать осмотрительно. Принимая молдавского президента Владимира Воронина 25 августа, Дмитрий Медведев назвал войну в Южной Осетии "серьезным предупреждением".
На данный момент Южную Осетию и Абхазию признали Россия, "Хамас", Приднестровье и Нагорный Карабах. Почему? По мнению Алексея Малашенко из Московского центра Карнеги, "никто не хочет демонстрировать солидарность с военным вторжением. В этой связи страны СНГ запомнили одно: на их территории все дозволено".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях