InoPressa: тема дня | 4 сентября 2014 г.
НАТО - Путин - Украина: на какие компромиссы готовы стороны?
Обзор прессы
Чтобы притупить агрессию России, западный альянс рассматривает такие идеи, как новые аванпосты в Восточной Европе, новые мобильные войска и "экономический аналог ядерной бомбы", пишут СМИ в день открытия саммита НАТО в Уэльсе. В среду Путин озвучил план мирного урегулирования на Украине, который "создал дипломатическую неразбериху, предоставив Западу повод отложить санкции".
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама опубликовали на страницах The Times статью "Мы не позволим варварам-убийцам запугать нас" - манифест, приуроченный к саммиту НАТО, который начинается сегодня в Ньюпорте (Уэльс, Великобритания).
"Мы встречаемся в момент, когда мир сталкивается со многими опасными и эволюционирующими вызовами, - пишут авторы. - К востоку Россия "порвала свод правил" незаконной, самопровоглашенной аннексией Крыма и наличием своих войск на украинской земле, угрожающих суверенному национальному государству. К югу существует дуга нестабильности от Северной Африки и Сахеля до Ближнего Востока".
"Наши страны всегда полагали, что мы живем более благополучно и безопасно, когда мир более благополучен и безопасен", - пишут Кэмерон и Обама. "Вот почему мы ликвидировали ключевых членов "Аль-Каиды" и поддержали афганский народ. Вот почему мы не отступим от нашего решительного намерения противостоять ИГИЛ. Мы более прямо будем защищать наши ценности, потому что мир, где больше свободы, - один из фундаментальных элементов нашего способа обеспечить безопасность наших народов".
НАТО способно адаптироваться, уверены Кэмерон и Обама. "В момент, когда Россия пытается под дулом пистолета заставить суверенное государство отказаться от его права на демократию, мы должны поддержать право Украины принимать решения о ее собственном демократическом будущем, а также продолжить наши усилия по укреплению возможностей Украины. Мы должны использовать наши вооруженные силы, чтобы гарантировать упорное присутствие в Восточной Европе, четко дать понять России, что мы всегда будем соблюдать наши обязательства по коллективной самообороне".
Это следует подкрепить созданием многонациональных сил быстрого реагирования, которые могут быть развернуты в любой точке планеты за кратчайший срок. Мы должны использовать все ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении: военные, экономические и политические, говорится в статье.
"Когда мы действуем сообща, мы сильнее, будь то сопротивление России или противостояние ИГИЛ", - заключают Кэмерон и Обама.
Чтобы притупить агрессию России, западный альянс рассматривает такие идеи, как новые базы, новые войска и "экономический аналог ядерной бомбы". Поддержит ли это администрация Обамы? - пишет обозреватель The Daily Beast Эли Лейк.
НАТО планирует разместить войска по ту сторону бывшего "железного занавеса". Один американский чиновник сказал, что присутствие войск США на этих базах в Польше, Румынии, Литве, Латвии и Эстонии будет действовать как "привод для мины для России" - "на случай если Путин размышляет о каких-либо военных действиях в этих странах", передает издание.
"Также рассматриваются новые силы быстрого реагирования НАТО и предложенный ведущим американским сенатором новый закон, который был бы равносилен применению экономической "ядерной бомбы" против Российской Федерации", - говорится в статье.
Издание получило проект этого закона от сенатора Марка Кёрка, одного из архитекторов санкций против Ирана. "Если коротко, то Кёрк предлагает поступить с Россией так, как он и его коллега-демократ Роберт Менендес поступили с Ираном: сделать почти невозможными деловые отношения любого западного банка с этим государством", - говорится в статье.
Непосредственно "накануне саммита НАТО, центральным вопросом которого будет российская агрессия, президент Путин обнародовал план перемирия на Украине из семи пунктов, в то время как президент Обама и другие западные лидеры попытались привлечь внимание к роли Кремля в разжигании конфликта в этой стране и к наказаниям, которые он должен за это понести", - пишет Нил Макфаркхар в The New York Times.
Первым пунктом в записной книжке Путина значилось: обе стороны должны "прекратить активные наступательные операции".
Путинский план мирного урегулирования создал дипломатическую неразбериху, предоставив Западу повод отложить санкции, которые, кроме всего прочего, способны навредить экономике самих европейских стран, пишет автор. Возможно, окончательная цель Путина - превратить Украину в рыхлую коалицию, над которой Москва по-прежнему сможет осуществлять контроль.
Как отмечает Макфаркхар, не прошло незамеченным, в какой момент Путин огласил свой план: в Таллине Обама сделал одни из самых жестких на данный момент заявлений относительно военного вмешательства Кремля на Украине и дал понять, что НАТО может быть готовым к оказанию военной помощи Киеву, а Франция отложила поставку России одного из двух военных кораблей.
По словам Путина, он ожидает, что Украина и сепаратисты достигнут соглашения после нового раунда переговоров в пятницу в Минске. "Украина, Россия и Европа примут участие в переговорах, и в них будут включены представители сепаратистов. Двухдневный саммит НАТО также должен завершиться в пятницу", - сообщает издание.
"Помимо перемирия, план, изложенный Путиным, предусматривает отведение украинской артиллерии на расстояние, исключающее возможность обстрела сепаратистских укреплений; прекращение воздушных бомбардировок; обмен всеми насильственно удерживаемыми лицами; открытие гуманитарных коридоров для жителей в сепаратистских регионах; восстановление поврежденной инфраструктуры и осуществление международного контроля за соблюдением условий прекращения огня", - говорится в статье.
"Там не упоминается автономия сепаратистских восточных регионов - главное политическое требование, на котором Россия настаивала с марта", - отмечает Макфаркхар.
"В Киеве идея перемирия была воспринята со смешанными чувствами",- продолжает он. Любой компромисс после осуждения в течение месяцев сепаратистов как "террористов" рискует ослабить позиции Порошенко на Центральной и Западной Украине.
"Однако многие украинцы, устрашенные растущим количеством погибших, которое уже превысило 2,6 тыс. человек, и обеспокоенные экономическими потерями страны, стоящей на грани банкротства, хотят покончить с насилием. Приближается зима, и другой конфликт с Россией - по поводу продажи газа - вряд ли будет разрешен, пока на Востоке идут бои", - говорится в статье.
Аналитическая статья Саймона Шустера в журнале Time посвящена вопросу, "почему отправка оружия на Украину все только испортит".
"Да, украинская армия отступила. Повстанцы-сепаратисты продвинулись вперед. Военное участие России в конфликте стало столь явным, что называть его иначе как вторжением кажется упрямым невежеством, - пишет корреспондент. - Однако снабжение Украины оружием не похоже на полноценную стратегию. Оно может частично упокоить уязвленную гордость Запада, но едва ли поможет Украине найти выход из этой войны. Неудачи, которые она потерпела за последние две недели, показали, что наиболее убедительный выход будет найден на мирных переговорах, которые по настоянию Путина начались в столице Белоруссии в понедельник".
"Неясно, на какой компромисс будет готова пойти каждая из сторон. Россия хочет для сепаратистов достаточно политического влияния, чтобы на долгие годы вперед затормозить интеграцию Украины с Западом. Для Украины же последней чертой, вероятно, станет, предоставление повстанцам права выстраивать экономические связи с Москвой. Любой из этих итогов будет ненавистен многим украинцам, а с учетом того, что приближаются парламентские выборы, президент Петр Порошенко столкнется с растущим давлением отказаться от переговоров и продолжить боевые действия", - прогнозирует Шустер.
"Приток западной военной помощи, вероятно, сделает такой вариант гораздо более заманчивым, - полагает автор. - Если переговоры забуксуют или окажутся слишком унизительным для Порошенко, он может быть вынужден вновь попытать счастья на поле боя".
Путин, со своей стороны, показал, что готов жертвовать своими солдатами ради спасения сепаратистского движения. "Если украинские силы получат западное оружие, это, в сущности, может упростить для Путина оправдание более широкого наступления против них", - рассуждает Шустер.
На этой неделе Путин предупредил, что, если захочет, то может взять Киев за две недели. К тому же не следует забывать об угрозе, которую Путин озвучил 29 августа: "Я хочу напомнить, что Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав. Это не слова, это реалии".
"Вместо того чтобы охранять мир, НАТО ему угрожает", - утверждает обозреватель The Guardian Шеймас Милн.
Военный альянс, который годами пытался объяснить, почему он до сих пор существует, обзавелся насыщенной повесткой для саммита в Ньюпорте. После 13 лет кровавой оккупации Афганистана и злосчастной интервенции в Ливии НАТО наконец-то нашло себе подходящего противника - "российскую агрессию", пишет автор.
Все надежды на то, что разговоры украинского президента о перемирии могут намекать на окончание конфликта, рухнули, когда его премьер Арсений Яценюк - "американский фаворит в Киеве" - назвал Россию "террористическим государством" и потребовал принять Украину в НАТО. "Именно угроза втягивания Украины во враждебный России военный альянс, несмотря на протесты большинства украинцев и тогдашнего избранного правительства, и спровоцировала это кризис, - напоминает автор и делает вывод: - Вместо сохранения мира НАТО стало причиной эскалации напряженности и войны".
"Украинские силы, поддерживаемые западными правительствами, включают в себя формирования вроде неонацистского батальона "Азов", чьим символом является "волчий крюк" - тактическая эмблема нацистских штурмовиков. Все более репрессивный киевский режим пытается запретить украинскую компартию, которая на последних парламентских выборах получила 13% голосов", - описывает ситуацию на Украине обозреватель.
"Доказательства, подтверждающие натовские заявления о вторжении российских войск на восток Украины, немногочисленны. Поставки оружия и тайное выступление на стороне повстанцев Донбасса, в том числе с участием спецподразделений и поощряемых правительством нерегулярных сил, - совсем другое дело. Но страны НАТО, вроде США, Британии и Франции, годами делали то же самое по всему миру, от Никарагуа до Сирии и Сомали, - пишет Милн. - Идея о том, что Россия изобрела на Украине новую форму гибридной войны, абсурдна".
"Это не означает, что опосредованная война между НАТО и Россией на Украине не является мерзкой и опасной, - подчеркивает автор. - Однако не обязательно сочувствовать путинскому олигархическому авторитаризму, чтобы признать: НАТО и ЕС, а не Россия, вызвали этот кризис и именно западные державы сопротивляются урегулированию путем переговоров - единственному возможному выходу - из страха показаться слабыми", - подытоживает Милн.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях