Panorama | 5 апреля 2004 г.
"Арафат, берегись! Следующий - ты"
Паоло Папи
Ариэль Шарон указывает курс, и очень жесткий: "В черном списке за Ясином следуют лидер ООП Арафат и лидер "Хезболлах" Насралла".
Палестинцы, руководство которых обезглавлено, рискуют оказаться вовлеченными в братоубийственную войну.
"Любой, кто убьет еврея, нанесет ущерб гражданину Израиля или окажется организатором терактов против евреев, должен считать себя мишенью. Точка". Так говорил Ариэль Шарон, бывший генерал ЦАХАЛ и израильский премьер с 2001 года, в ходе пресс-конференции, проходившей в Иерусалиме.
Журналист спросил, могут ли стать следующими мишенями ЦАХАЛ после убийства Ахмеда Ясина глава ООП Ясир Арафат и лидер ливанской организации "Хезболлах" Хасан Насралла. "Как только будет построена стена, как только будут выдворены палестинские граждане, проживающие в израильском государстве нелегально, да", - ответил Шарон.
Он не говорил о конкретном плане устранения Арафата, по крайней мере в ближайшем будущем, но заявил, что лидер ООП - истинное "препятствие на пути к миру". Именно он, старый Абу Аммар, должен быть устранен, если имеется желание заключить долгосрочный договор.
Он сказал это в своем стиле, "а-ля Шарон", со стремительностью, которую он всегда демонстрировал как на поле боя, так и в политике в качестве лидера "Ликуд". "Всем известно, что глава ООП представляет собой препятствие к достижению любого прогресса. Пока он существует и мешает, - сказал Арик, - премьер Абу Ала не в состоянии заставить ни одного палестинского полицейского даже перейти на другую сторону улицы".
По сообщениям государственного израильского радио, эти заявления были сделаны в тот день, когда три высокопоставленных чиновника, прибывших из Вашингтона, встретились с палестинским премьером Абу Аллой и стали причиной нервозности внутри палестинской администрации, авторитет которой в Палестине опустился до самого низкого исторического уровня.
Несмотря на то что Шарон вновь заявил, что уход из Газы будет завершен до Пасхи, перспективы израильско-палестинского сближения, как кажется, близки к нулю. Ни одна из сторон не может себе позволить официально заявить о том, что на "Дорожной карте" поставлен крест. Но и Шарон, и Арафат прекрасно осознают, что нынешний момент - самый неблагоприятный для достижения перемирия.
Убийство Ясина создало непреодолимое препятствие, по меньшей мере на ближайшую перспективу, как для Израиля, так и для самой палестинской администрации: пока был он, старый паралитик, одного его слова было достаточно, чтобы "Хамас" согласился с временным тактическим перемирием, во время которого можно было вести политические переговоры.
Сегодня внутри движения нет никого, кто бы обладал такой же харизмой. Идет война за место преемника, начавшаяся внутри исламистской организации, и никто сейчас не может объявить перемирие, как это было прошлым летом, в надежде на то, что оно будет соблюдаться боевиками.
Сам Арафат, который, как известно, выступает за возобновление переговоров и которому израильтяне хотят отвести роль на этих переговорах, знает, что палестинская администрация не в состоянии призвать к порядку движение "Хамас", лишенное темного харизматического лидерства шейха. Единственного, кто мог поддерживать политическое единство организации, ликвидировали.
Кроме всего прочего, на территориях чаще прислушиваются к призывам о мщении, чем к призывам о мире, с которыми обращается, например, профессор-аристократ Сарин Нусейба: он вместе с бывшим руководителем "Моссад" Ами Айялоном уже собрал 13 тысяч подписей на Западном берегу реки Иордан под требованием об отходе Израиля за "зеленую линию" в обмен на прекращение терактов.
Но сегодня действует иное правило: гонка за тем, кто действует более жестко. Среди руководителей вооруженной интифады нет никого, кто мог бы соперничать с Ясином или Арафатом, никого, кто высился бы на фоне "экстремистского подлеска" палестинского сопротивления.
И это стало серьезной проблемой для всех: для палестинцев, обреченных на братоубийственные войны и лишенных харизматического лидера, для евреев, лишенных собеседника, с которым можно было бы пройти определенный отрезок пути по дороге к миру.
Но есть один человек, который мог и может взять в свои руки руководство. Он обладает необходимыми качествами, чтобы вызывать симпатию у экстремистских бойцов интифады, но и здравомыслием, чтобы сесть за стол переговоров: его зовут Марван Баргути, бывший руководитель "Танзим", военизированного крыла ФАТХ.
До того как он был арестован, он пользовался такой популярностью, что Арафат использовал все возможности, чтобы ставить ему палки в колеса. Около двух лет он находится в одной из специальных тюрем в Тель-Авиве. Тюремщики его боятся, поскольку на его совести многочисленные теракты, но уважают его.
Не исключено, что за временным перемирием, объявленным прошлым летом мучениками "Аль-Аксы", когда еще на посту премьера был бедный Абу Мазен, стоит его приказ. Его донесли из тюрьмы израильтяне: это был приказ, переданный с позволения "Шин Бет". Но приказ был обращен к палестинцам - сыновьям и внукам Джорджа Хаббаша, Арафата, Абу Аббаса и Абу Нидаля.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях