InoPressa: тема дня | 5 января 2016 г.
Зловещее начало 2016: Тегеран и Эр-Рияд движутся к войне
Обзор прессы
После казни ан-Нимра Иран и Саудовская Аравия неумолимо приближаются к пропасти войны, и их противостояние не сводится к суннитско-шиитскому конфликту - речь идет о региональном господстве. "Недружный брак" США с саудитами пока сохраняется, но оправдывать такой альянс американцам все труднее, пишут СМИ. Сейчас время для благоразумия и сдерживания, а не для безрассудства, и Обама в состоянии подтолкнуть обе стороны к диалогу.
Происходящее между Ираном и Саудовской Аравией, неумолимо приближающимися к пропасти войны, - логическое следствие роста напряженности в последние годы, и сегодня весь Ближний Восток пронизан противостоянием Эр-Рияда и Тегерана, которое поспешно и ошибочно сводят к конфессиональному конфликту суннитов и шиитов, пишет в редакционной статье Le Monde.
В большей степени речь идет о политической модели - республика против абсолютной монархии - и столкновении двух стремлений к региональному господству на фоне светского противостояния арабов и персов. "Тегеран и Эр-Рияд - лидеры двух союзов, и это придает каждому локальному конфликту - от Ливана и Сирии до Йемена - характер столкновения двух блоков", - отмечает Le Monde.
Ирано-саудовский конфликт - худшее, что можно себе представить. Чтобы избежать этого, Запад должен сыграть свою роль, считает французское издание, призывая Париж (который продает Эр-Рияду оружие и оказывает дипподдержку) не ограничиваться выражением "сожаления" по поводу казней в Саудовской Аравии. Парижу пора предпринять шаги для достижения мира или, по крайней мере, диалога, говорится в статье. Борьба против ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.) зависит от деэскалации между Ираном и Саудовской Аравией.
В понедельник администрация Обамы не смогла решиться на осуждение казни священнослужителя-диссидента в Саудовской Аравии, пишет The New York Times. "США опасаются ослабить шаткое руководство Саудовской Аравии, в котором она отчаянно нуждается для борьбы с ИГИЛ и прекращения конфликта в Сирии", - поясняет журналист Дэвид Э.Сэнджер.
"США обычно закрывали глаза или делали тщательно сбалансированные предупреждения в докладах о правах человека, когда королевская семья Саудовской Аравии подавляла инакомыслие и свободу слова, а также позволяла своей элите финансировать исламистов-экстремистов, - говорится в статье. - Взамен на это Саудовская Аравия сделалась самой надежной "бензоколонкой" Америки, регулярным поставщиком разведданных и ценным противовесом Ирану".
Но сегодня, когда добыча нефти в США растет, а руководство Саудовской Аравии раздроблено, узы взаимозависимости слабеют. "Недружный брак" пока сохраняется из-за политических потрясений на Ближнем Востоке и мнения американцев, что саудиты - ключ к стабильности региона, пишет Сэнджер.
События в Египте 2011 года и ядерное соглашение с Ираном породили у саудитов ощущение, что США пересматривают основы взаимоотношений. Со своей стороны, администрация Обамы заверяет, что не намерена бросать саудитов, но резко критикует вмешательство Саудовской Аравии в Йемене, говорится в статье.
По мнению источников, руководство Саудовской Аравии сейчас находится в состоянии невиданного стресса. Экс-сотрудник ЦРУ Брюс Ридель пишет: Саудовскую Аравию "ждет потенциальный "идеальный шторм", который складывается из низких нефтяных доходов, неопределенно-долгой войны в Йемене, террористических угроз с разных направлений и обострения регионального соперничества с ее заклятым врагом Ираном".
"Разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном - зловещее начало 2016 года на Ближнем Востоке", - пишет в редакционном комментарии The Financial Times.
FT считает, что казненный шиитский священнослужитель Нимр ан-Нимр был не террористом, а радикальным диссидентом, и мир справедливо осудил его казнь. Но реакция Ирана тоже заслуживает возмущения. По мнению издания, казнь Нимра выгодна иранским твердолобым - противникам курса Рухани на взаимодействие с миром.
Между тем соглашение по ИЯП усилило у Саудовской Аравии ощущение, что она должна энергичнее защищаться. "Действия саудитов (особенно начало войны с повстанцами-хуситами в Йемене, которых поддерживает Иран) отнюдь не укрепили их позицию, а лишь усугубили хаос", - считает газета.
Если есть какая-то надежда на урегулирование гражданской войны в Сирии, то крайне важно помирить Эр-Рияд с Тегераном, пишет FT. У Обамы есть возможность подтолкнуть обе стороны к диалогу: многие иранские руководители хотят выйти из изоляции, а саудиты нуждаются в поддержке США. "Но, если диалог состоится, Вашингтону вначале следует сказать жесткие слова и саудитам, и иранцам. Сейчас время для благоразумия и сдерживания, а не для безрассудства", - подытоживает британское издание.
Корреспондент Der Spiegel составил обзор вероятных последствий обострения отношений между Саудовской Аравией и Ираном, которые "конкурируют за власть и влияние сразу в нескольких арабских государствах".
В Сирии они "ведут опосредованную войну: тегеранский режим - ближайший союзник Асада, а Саудовская Аравия поставляет оружие действующим в Сирии исламистским группировкам суннитского толка, в том числе, предположительно, и террористическим организациям "Джабхат ан-Нусра" и ИГИЛ.
В октябре прошлого года в ходе переговоров в Вене Иран и Саудовская Аравия в принципе договорились, что конфликт в Сирии должен быть разрешен с помощью политического процесса, хотя и не пришли к компромиссу по Асаду. Теперь "надежды на политическое разрешение сирийского конфликта рухнули", считает автор материала.
Интересы Ирана и Саудовской Аравии сталкиваются и в Йемене, говорится далее: Исламская Республика поддерживает хуситское ополчение, которое с 2004 года постепенно отвоевывает у государства все новые территории, а Саудовская Аравия в последние десять месяцев развернула против хуситов войну.
Иран является "важнейшим внешнеполитическим союзником" правительства Ирака, в котором преобладают шииты, тогда как Саудовская Аравия старается покровительствовать суннитскому меньшинству в этой стране.
"Непримиримые противоречия" существуют между теми же фракциями в Ливане. Из-за этого противостояния в стране с мая 2014 года имеет место правительственный кризис. "Теперь драма с выборами президента, видимо, продолжится", - пишет автор.
"Наконец, Саудовская Аравия и Иран - два наиболее могущественных члена ОПЕК. Холодная война между Эр-Риядом и Тегераном стала одной из причин падения цен на нефть: Саудовская Аравия оказывала давление на цены с целью ослабить соперника, у которого бюджет на 70% зависит от нефтяной выручки. Между тем низкие цены на нефть в 2015 году одарили само королевство рекордными бюджетным дефицитом, тогда как Иран сообщил о намерении после снятия санкций экспортировать до миллиона баррелей дополнительно, - говорится в статье. - Надежды других государств-членов ОПЕК на совместное решение, ограничивающее добычу нефти, после конфликта из-за казни ан-Нимра, похоже, рухнули".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях