Berliner Zeitung | 5 апреля 2004 г.
Хранитель трофейного искусства
Катя Тихомирова
Новый министр культуры России Александр Соколов - музыкант, точнее, скрипач. Кто когда-то брал в руки скрипку с намерением освоить этот инструмент, тот знает, что прогресс достигается бесконечным трудом. Скрипка - это чувствительный инструмент. Неправильно установленный гриф издает мучительно нечистые звуки. Неверное движение смычка - скрипящие жалобные стоны.
Такими же сложными представляются переговоры между министром культуры Германии Кристиной Вайс и ее коллегой Александром Соколовым, когда речь заходит о так называемом "трофейном искусстве" - шедеврах, которые после Второй мировой войны были вывезены из Германии в Советский Союз и возврате которых ведутся переговоры. Сближение позиций проходит "медленно и маленькими шажками", заявила министр Вайс в выходные в Москве.
В эти дни Александр Соколов впервые лично встретился с Кристиной Вайс. Он недавно назначен на должность министра культуры. В начале марта он сменил на этом посту Михаила Швыдкого, с которым Вайс ранее вела переговоры и который в по вопросу реституции занимал относительно либеральную позицию. Нечто похожего Вайс ожидает и от своего нового собеседника. Вести с ним переговоры будет не сложнее, чем с его предшественником, убеждена Вайс.
У Александра Соколова можно предположить наличие терпения и выдержки. Как и определенной строгости. До сих пор Соколов был преподавателем по классу скрипки в Московской консерватории - в одном из самых уважаемых музыкальных учебных заведений в мире. В последние три года наряду с преподавательской работой Соколов возглавлял консерваторию; предыдущий директор был уволен за финансовые нарушения. Соколов спас консерваторию, говорят его сотрудники.
На свой новый пост, где он отвечает еще и за средства массовой информации, Соколов, как он сам говорит, был назначен "совершенно неожиданно". Свое назначение он сравнивает с тубой, которую ему внезапно всучили. То, что в этом деле он новичок, является его преимуществом, говорит Соколов. Он никогда не прекращал учиться. Теперь, в 55 лет, ему предстоит научиться владеть инструментами власти.
В сферу его деятельности входят, прежде всего, только что созданные государственные агентства, в ведение которых находятся, в частности, музеи, библиотеки и архивы. Как будут распределять полномочия между агентствами и Министерством культуры, Соколов пока не знает. В вопросах, связанных с трофейным искусством, у немецкого министра в будущем может оказаться больше партнеров, чем до сих пор. Оркестровка переговоров от этого легче не станет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях