Los Angeles Times | 5 апреля 2004 г.
Проблема горячей кнопки на заре холодной войны
Юджин Румер, Ричард Сокольски
После 11 сентября американцы привыкли к сообщениям об американском военном присутствии на окраинах бывшей советской империи: база в Узбекистане, учебный лагерь в Грузии, программа сотрудничества с Украиной. Спокойное отношение российского президента Владимира Путина к появлению по соседству американской тени успокоило США, не желавшие вызывать антагонизм в Москве. И все же Россия и США могут столкнуться в бывших советских государствах, и, чтобы этого избежать, у обеих стран нет иного выбора, кроме согласования новых правил дорожного движения.
Новый modus vivendi диктуется двумя важными тенденциями. Первая - это растущее американское присутствие на периферии России в сочетании со стремлением США укреплять безопасность и стабильность бывших советских государств, интегрируя их в евро-атлантическую структуру.
Повышение приоритетности этого региона в американской политике безопасности произошло сравнительно недавно. До распада СССР в 1991 году и вскоре после него американская политика в отношении бывших советских государств была двойственной и порой противоречивой. Американскую поддержку независимости республик ослабляло желание Вашингтона сотрудничать с Россией и защищать стратегические приоритеты США.
Теракты 11 сентября изменили расклад. Военная кампания в Афганистане и война против терроризма в целом требовали доступа в страны Центральной Азии и Кавказа. Суверенитету соседей России угрожали терроризм, бессилие государства и военизированный ислам, а не российское вторжение. Ни одно из новых слабых государств не могло справиться с этими силами, и России тоже было не под силу обеспечить безопасность.
Расширение евро-атлантической структуры безопасности в бывшие советские колонии сегодня является стержнем американского видения Европы и Евразии после холодной войны. Из этого не вытекает их автоматический прием в НАТО, но это влечет за собой активное участие альянса в укреплении региональной безопасности. На июньском саммите НАТО в Стамбуле будет рассматриваться возможность более широкого привлечения ресурсов и энергии в программу альянса "Партнерство ради мира", которая прежде всего касается тех, кто не входит в НАТО.
Вторая тенденция, которая может привести к столкновению России и США, это появление в России широкого консенсуса по поводу восстановления исключительно российской сферы влияния в соседних государствах. После распада СССР российская политика по отношению к соседям отличалась неопределенностью. Хотя российские политики и спецслужбы мечтали о восстановлении своего господства в бывших советских республиках, сменяющие друг друга российские правительства были слишком слабыми, чтобы добиться этой цели и даже не допустить США в соседние страны.
Экономический рост и возвращение порядка и стабильности добавили уверенности российским политикам и спецслужбам. Российские избиратели также продемонстрировали свою поддержку более напористой политики в бывших советских государствах. Декабрьские выборы в парламент, которые были более точным индикатором настроений, и мартовское состязание между Путиным и горсткой маргинальных кандидатов высветили растущую поддержку политических партий, призывающих к восстановлению российской сферы влияния у границ страны.
Ясное понимание интересов и приоритетов друг друга, соглашение о правилах сосуществования может ослабить риск конфронтации между США и Россией. Есть много причин для сотрудничества.
Россия сохраняет на своей периферии значительное экономическое, военное и политическое влияние, а значит, и возможность причинить вред. Хотя у нее не хватает средств для стабилизации беспокойных бывших колоний, ее поддержка или согласие на то, чтобы это сделали другие, является предпосылкой успеха.
При этом Москва вряд ли склонна усиливать напряженность с Вашингтоном из-за американского присутствия на ее бывших территориях. Хотя их гордость, возможно, и страдает, российское правительство и эксперты в сфере безопасности знают, что США оказывают стабилизирующее влияние в регионе, который Россия не может успокоить.
Для Путина увеличение напряженности с США из-за Грузии, Молдавии и других республик бывшего СССР представляется нежелательным. Несмотря на рекомендации своих внешнеполитических советников, Путин возлагает большие надежды на идею российско-американского партнерства и хорошие личные отношения с президентом Бушем. Откат в американо-российских отношениях будет иметь для Путина серьезные последствия.
Что касается США, то они должны понять, что Россия не просто защищает свое наследие великой державы, но также имеет законные интересы в граничащих с нею государствах. Например, Россия действительно озабочена безопасностью и стабильностью в Грузии. Но она должна смириться с защитой США независимости Грузии и, в конечном счете, ее территориальной целостности и суверенитета.
Российское военное присутствие в Грузии, в нарушение обещаний вывести войска, является особенно острым вопросом. Американское и международное давление, касающееся вывода российских войск, наталкивается на яростное сопротивление Москвы. Одной из возможностей на основе опыта Балтийских государств является предложение России финансовой помощи для перемещения войск, расквартированных на базах в Грузии. Другая возможность - превращение российского военного присутствия в международное, под эгидой программы НАТО "Партнерство ради мира", что поставило бы российские войска под наблюдение международных организаций и дало бы Грузии гарантии того, что российское военное присутствие не станет средством оккупации или подавления.
Ни Россия, ни США не могут допустить столкновения из-за бывших советских республик. Столкновение или любая попытка разделить их на сферы влияния не являются даже предметом обсуждения. Компромисс и искренность являются адекватными средствами достижения стабильности и безопасности в бывших советских государствах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях