Financial Times | 5 апреля 2007 г.
Спланированная Ираном концовка драмы с заложниками
Редакция
Это было потрясающе эффектное шоу. Упомянув "годовщину смерти Иисуса Христа" и дух прощения, неуравновешенный президент Ирана Махмуд Ахмадинежад вчера завершил свою - как всегда, долгую - пресс-конференцию неожиданной театральной развязкой: объявил об освобождении 15 британских моряков, захваченных членами "Революционной гвардии" в северной части Персидского залива 13 дней назад. Этот "подарок" британскому народу нейтрализовал в высшей степени взрывоопасную ситуацию - и теперь Иран попытается получить максимально возможное вознаграждение.
Британия испытает огромное облегчение от возвращения военных. Но правительству придется ответить на несколько неприятных вопросов. О том, почему допустили такое происшествие, когда слабо вооруженный патруль практически в самых опасных водах мира оказался в беззащитной лодке. Об обстоятельствах, при которых моряки сделали по иранскому телевидению признание в том, что они действительно нарушили территориальные воды Ирана. Об унизительном и пропагандистском характере показанных по всему миру кадров долгого прощания Ахмадинежада с освобожденными и их неуемной благодарности.
Британская тактика была изначально неуместна. Было чрезвычайно глупо доказывать, что моряки ВМС Великобритании были на правой, иракской стороне морской границы, которой формально не существует, вместо отстаивания утверждения, что они действовали в рамках выполнения резолюций Совбеза ООН.
Иран, напротив, не будет чувствовать себя загнанным в угол, как две недели назад, накануне голосования в Совете Безопасности ООН по ужесточению санкций из-за отказа Тегерана прекратить обогащение урана. Непопулярный режим сплотил нацию, болезненно реагирующую на вековое незаконное англо-американское вмешательство в дела Ирана. Жесткий стиль Тегерана произвел впечатление на арабов и мусульман, считающих своих лидеров продажными лакеями Запада. Иран также показал, что он будет отвечать на провокационное развертывание англо-американских сил в Персидском заливе. Ему удалось выдвинуть эту опасность на первый план, дав понять, что скачок цен на нефть в результате кризиса - лишь намек на то, что может случиться, если Иран подвергнется нападению.
Тот факт, что освобождению военнослужащих предшествовало освобождение иранского дипломата, похищенного в Багдаде в феврале, и обещание допустить консула к пяти другим иранским официальным лицам, захваченным американскими войсками в иракском Курдистане в январе, вызывает подозрения, что это был, по сути, классический ближневосточный обмен заложниками. Это было бы прискорбно - и опасно. Мало кто сегодня помнит, что кризис с "западными" заложниками во время ливанской гражданской войны 1980-х начался с захвата четырех иранских дипломатов.
Главный урок этого случая состоит в следующем: кризис был разрешен в кратчайшие сроки после того, как уполномоченные представители обеих сторон пообщались напрямую. США и их союзникам следовало бы разбираться с иранскими ядерными и региональными амбициями тем же способом. Даже если это не сработает, никто ничего не потеряет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях