Der Spiegel | 5 апреля 2007 г.
Как Москва мечтает о возвращении Украины
Уве Клусманн
"Оранжевая революция" пролегла через Украину глубокой пропастью. Российские наблюдатели опасаются гражданской войны, а московские ястребы мечтают о расколе страны на прозападную и пророссийскую половины
Лев Троцкий, автор доктрины "перманентной революции", родился на Украине, в деревушке Яновка неподалеку от Одессы. В 1917 году сын землевладельца, выросший в неге и заботе, столкнул Украину и Россию в кровавую революцию и Гражданскую войну.
Троцкого, убитого в мексиканской эмиграции агентом Москвы, нет уже 67 лет, однако его идея перманентной революции, как злой рок, преследует его родину. Спустя три с половиной года после массовых выступлений "оранжевых революционеров" в Киеве, которые собирались принести стране больше демократии, новая волна демонстраций "за" и "против" "революции" снова раскалывает страну с 47-миллионным населением. Ирония истории: насильственный успех "оранжевых революционеров" стал возможным не без помощи неоконсервативных экспортеров демократии из США. Среди них много бывших троцкистов, которые сохранили свою приверженность идеям мировой революции.
От экономического спада к двоевластию
Распоряжение украинского президента Виктора Ющенко, одной из главных фигур "оранжевого" переворота, о роспуске парламента и проведении 27 мая новых выборов вызвало на Украине волнения. Большинство членов парламента и кабинета министров отказалось подчиниться главе государства и поддержало премьер-министра Виктора Януковича. Быковатый патриарх, который пользуется сильной поддержкой в восточной русскоязычной части страны, с угрозой в голосе объявил, что будет противостоять "любым попыткам продолжения "оранжевых" беспорядков". Итак, в стране образовалось два политических центра, которые работают друг против друга. Двоевластие - так называли подобное положение Троцкий и Ленин. В данной ситуации возможны три варианта развития событий: компромисс с обеих сторон, капитуляция одной из них или силовое решение.
Готовность к компромиссам у Ющенко, похоже, исчерпана. Уже в сентябре 2005 года, не будучи у власти и двух лет, президент уволил премьер-министра, пламенную революционерку и икону "оранжевой революции" Юлию Тимошенко, заменив ее серым технократом. Результат деятельности страстного оратора в качестве главы правительства оказался не вдохновляющим: рост экономики страны-экспортера стали снизился с 12% до 4%. Угрозами массового пересмотра итогов сомнительной приватизации она отпугнула инвесторов. "Газовая принцесса" Тимошенко, разбогатевшая в девяностые годы на контрактах с "Газпромом", снова оказалась в лагере оппозиции.
Революция в половине страны
За интригами вокруг должностей, доходов и влияния в киевском аппарате власти приверженцы Тимошенко и Ющенко упустили из виду, что революционный поворот затронул только полстраны. Русскоязычный восток и юг, территория от Харькова до крымского Севастополя, сохранили скепсис в отношении Киева, а также верность своему идолу Януковичу. Ющенко, прямо как его российский коллега Владимир Путин, назначил в провинции верных ему губернаторов. Федерализм и культурно-языковая автономия для русскоязычных областей серьезно не обсуждались. "Оранжевые" революционеры во власти сделали ставку на централизм, словно учились у Троцкого. Восточноукраинских приверженцев автономии они упрекали в "сепаратизме", с одобрения свыше прокуратура возбуждала против них уголовные дела.
Призрак сепаратизма существовал только в головах киевских централистов и московских неоимпериалистов. Однако Москва вскоре поняла, что Янукович не собирается брать курс на воссоединение Украины с Россией. В свою очередь, американские стратеги быстро сообразили, что для циничного Януковича политический курс - это предмет торга. Но Ющенко, женатый на бывшей сотруднице американского Госдепа, был убежден, что сможет привязать к себе Януковича. В августе президент назначил своего главного конкурента премьер-министром. Эксперимент провалился, так как быковатый представитель Восточной Украины с каждым разом все больше и больше пытался урезать властные правомочия президента. Тем временем Ющенко и его партия "Наша Украина", финансируемая упрямым "шоколадным королем" Петром Порошенко, в значительной степени утратили доверие избирателей. По прогнозам президентская партия набрала бы сегодня всего лишь 5-9% голосов, тогда как Тимошенко могла бы рассчитывать на 23%.
Как робинзоны на необитаемом острове
Обстоятельства, в которых оказались Ющенко, Тимошенко и Янукович, напоминают положение трех робинзонов на необитаемом острове: в переменном составе они могут забавлять или ругать друг друга, но их ситуация от этого не улучшается. Украина, расколовшаяся на два враждебных лагеря, зажата между Россией и Европейским союзом: ЕС после приема болгар и румын не выражает ни малейшей готовности взять на содержание еще и 47 млн украинцев. А для более тесного сближения с Россией, переживающей бум вследствие высоких доходов от продажи нефти и газа, в стране нет необходимого согласия. Поэтому в серой зоне между Россией и ЕС Украина остается больной страной на Днепре.
Тем временем Москву раздирают два противоречивых чувства - злорадство, вызванное провалом "оранжевой революции", и озабоченность дестабилизацией в большой соседней стране. Так, близкая Кремлю "Комсомольская правда" вышла под шапкой "Начнется ли на Украине гражданская война?". Осторожные дипломаты вроде министра иностранных дел Сергея Лаврова уже предлагают свои посреднические услуги - которые стали бы доказательством того, что без Кремля порядка в Киеве не навести. Зато неоимперские ястребы вроде главного комментатора государственного Первого телеканала Михаила Леонтьева уже мечтают о распаде Украины. Украина - это всего лишь географическое понятие, но уже не государство. Пророссийская часть Украины, по словам Леонтьева, сольется с Россией. "Это неизбежно. Мы один народ".
Леонтьев, говорят в Москве, - это любимый комментатор президента Владимира Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях