The New York Times | 5 апреля 2013 г.
Кризис на Кипре - в действительности благо, а не беда для России?
Владислав Иноземцев
Кипрский финансовый кризис поднимает два интересных вопроса, пишет в своей статье для The New York Times российский экономист Владислав Иноземцев. "Кто в ком сильнее нуждается - Россия в Европе или Европа в России? И может ли кризис на Кипре в итоге помочь России?" - вопрошает он.
На первый взгляд кажется, что Россия сильно зависима от остальной Европы, отмечает автор, упоминая об экспорте нефти и газа и миллиардных вкладах в банках Кипра. Но на деле Россия страдает не столько от проблем еврозоны, сколько ввиду "собственных устаревших бизнес-практик", полагает Иноземцев. Большая часть прямых зарубежных инвестиций поступает в Россию из офшоров, это российские деньги. Теперь же "часть денег, спрятанных в офшорах, вынужденно вернется на родину".
Почему Кремль отказался от планов спасти Кипр самому? Необходимая сумма слишком велика, а в политическом плане этот шаг ничего не даст - Россия все равно "не получит серьезного права голоса в еврозоне", считает автор.
Иноземцев отмечает, что положение Кипра не так уж больно бьет по Москве, есть даже плюсы. Во-первых, ВТБ не принудили конфисковывать вклады, а значит, после кризиса этот банк окажется самым надежным на острове. Во-вторых, российское правительство заявило, что российским фирмам может помочь ВЭБ. "И, наконец, несколько российских олигархов - как-то Алексей Мордашов, Андрей Акимов и Юрий Ковальчук (старый друг Путина) - кажется, были предупреждены и в начале марта забрали свои деньги", - говорится в статье. Поэтому на Путина не так уж сильно давили, требуя спасти Кипр.
Но кипрский кризис чреват серьезными переменами для частного сектора в России. Российским бизнесменам стало ясно, что хранение денег в законопослушных странах - не защита от "отсутствия верховенства закона в своей стране". Тем временем в России растет давление на бизнесменов, считает автор: Путин повышает налоги для среднего бизнеса, более 300 тыс. предприятий малого бизнеса закрылись с начала года.
"Кипрский кризис также научил российских олигархов и политические силы (а эти люди обычно принадлежат к одной и той же социальной группе), что их деньги и власть не могут повлиять на тех, кто принимает решения в Европе", - пишет автор. Теперь российский бизнес усилит нажим на власти, требуя сближения с Европой, заключает Иноземцев.
Автор советует: Кремль должен поскорее улучшить инвестклимат, российские компании - стать более гибкими, дабы выйти на европейский рынок, а "честные бизнесмены - сильнее политизироваться". Если бизнес потребует усовершенствовать управление страной, дать больше демократии и сделать судебную систему эффективной, это будет подлинный вызов режиму Путина, заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях