Статьи по дате

The Washington Times | 5 августа 2004 г.

Перегруппировка оппозиции Путину

Питер Лавелль

Единственные значимые оппозиционные партии России - компартия и "Родина" - во вторник объявили о намерении создать парламентский альянс, названный "координационным советом".

Полуреформированная компартия, наследница партии, правившей в СССР, и "Родина", странный гибрид левых и националистических идей, представляются необычными политическими партнерами. Однако неоднозначный брак по расчету выгоден обоим. Сильнее порадовать Кремль было невозможно.

Политический альянс, видимо, инициатива лидера "Родины" Дмитрия Рогозина, в какой-то мере имеет смысл и для "Родины", и для коммунистов. Полагают даже, что альянс пользуется негласной поддержкой Кремля. В данный момент Кремль мало интересует политическая оппозиция, она ему не нужна, хотя на уровне политического пиара он настаивает, что в России есть политическая оппозиция.

Для "Родины", которую многие считают креатурой Кремля, призванной отобрать голоса у коммунистов на декабрьских парламентских выборах, альянс с коммунистами является рекламным ходом, убеждающим избирателей в том, что партия сохраняет независимость в политической атмосфере, где доминируют партии, дружественные Кремлю. Рогозин, по сообщениям, имеющий президентские амбиции, надеется также разрушить представление о том, что он всего лишь кремлевская марионетка.

Для коммунистов, после катастрофических результатов декабрьского голосования и летних внутренних разногласий, альянс с любой политической партией, выступающей против путинского плана реформ, является благом. Именно оппозиция реформам, особенно в социальной сфере, объединила партии. Именно так "Родина", в большей мере, чем коммунисты, выступая против почти всего, что поддерживает Кремль, надеется набрать политические очки. Это не такая странная стратегия, как может показаться: Путин на намерен менять политический курс, но политические назначения, которые он производит, не являются предопределенными.

Главную парламентскую партию, "Единую Россию", объединяет единственная цель: поддержка законодательных инициатив Путина. Во время первого срока Путина принимаемые законы, хотя и не всегда популярные, трудно было назвать непопулярными. В начале второго срока все изменилось. Принимаются жесткие реформаторские решения, и "Единая Россия" превращает законопроекты в законы. В результате страдает рейтинг популярности Путина, а рейтинг "Единой России" почти рухнул. И здесь в политическом уравнении появляется "Родина".

В настоящее время "Родина" имеет в парламенте 39 мест, у коммунистов 52 мандата. Они и вместе не могут помешать принятию законопроектов. Но совместно они могут подвергать громкой критике кремлевские законопроекты и правительство, не нападая непосредственно на президента. "Родина" помогла Кремлю на декабрьских выборах, она поддержала переизбрание Путина, а теперь она отводит критику от Кремля, перенося удар на "Единую Россию".

Лояльность Кремля "Единой России" никогда не была сильной, его желание отстраивать сильные политические партии всегда было сомнительным. Кремль интересует только политическая среда, которая узаконит его власть и планы.

Коммунисты просто хотят остаться в игре. После раскола партии, возможно, организованного Кремлем, главной заботой коммунистов является сохранение своего места в очень агрессивной политической среде. Рогозина и "Родину" интересует не просто выживание. Обе партии надеются на процветание на волне общественного недовольства благодаря Кремлю, который рассчитывает переложить вину за недовольство на кого угодно, лишь бы не брать ее на себя, даже за счет безупречно лояльно "Единой России".

"Координационный совет" коммунистов и "Родины" в парламенте может оказаться первым шагом Кремля по реорганизации самой природы российских политических партий. Если все останется как есть, сомнительно, что "Единая Россия" переживет окончание президентства Путина в 2008 году. В каком-то смысле, "Единая Россия" обречена на гибель. Как только она выполнит свою задачу, ее миссия будет окончена.

Позже "Единую Россию" могут преобразовать во фракции, лояльные Кремлю, чтобы создать впечатление "конкурентной" политической среды, которую Кремль, по его утверждениям, поддерживает. Эти фракции будут охватывать весь политический спектр и поглотят все существующие партии. Для людей типа Рогозина это будет идеально. Он продемонстрировал свою лояльность Кремлю и теперь хочет получить в награду за лояльность власть и влияние.

В последние четыре года Кремль продемонстрировал незаурядные способности в создании законодательного инструмента, выполняющего его указания. В ближайшие четыре года эти способности, вероятнее всего, направят на создание новых партий, подпадающих под исключительно российское определение "лояльной оппозиции". Нет недостатка в политиках типа Рогозина, которые помогут Кремлю осуществить этот план.

Источник: The Washington Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru