International Herald Tribune | 5 августа 2008 г.
Новое поколение россиян продолжает стоять в очередях за машинами
Мария Антонова
В отличие от своих родителей, принадлежавших к поколению, которое нередко лет десять ожидало возможности обзавестись неуклюжей "Ладой", сегодняшние россияне без особых проблем могут найти шикарные новые иномарки и деньги - или хотя бы кредит - на их покупку.
Но, несмотря на то, что страна становится крупнейшим автомобильным рынком Европы, одна из трудностей советской эпохи до сих пор окончательно не исчезла - это списки очередников.
Распространение легко оформляемых кредитов подразумевает, что покупатель может прийти в автосалон, расписаться возле галочки и в тот же день уехать домой на новой машине. Однако предложение не справляется со спросом, и потому потенциальные покупатели обычно вынуждены дожидаться нужной модели - иногда целый год.
Как и в советские времена, складывается впечатление, что обойти очередь можно только при наличии связей - или если кого-то "подмазать".
"Когда я покупала новую Honda Civic, период ожидания составлял год", - рассказывает Анна Платонова, консультант по интернет-рекламе. По ее словам, она заплатила 2 тыс. долларов через "человека, который знал нужного человека", потому что не хотела ждать.
Этим летом российский рынок автомобилей обошел немецкий, став крупнейшим в Европе. За первую половину года продажи выросли на 41% и составили 1,645 млн автомобилей - эти данные приведены в июльском докладе компании PricewaterhouseCoopers.
Рост цен на топливо, судя по всему, не сказался на спросе. Покупатели автомобилей продолжают отдавать предпочтение все более дорогим зарубежным моделям. Средняя цена приобретаемой в России машины выросла в 2007 году до 17 тыс. долларов - в 2002 году она составляла 7,5 тыс, сообщает "Автостат", компания из Тольятти, где расположено крупнейшее в России автомобильное предприятие "Автоваз".
Одним из факторов, обеспечивших рост продаж, является упростившаяся процедура получения автокредитов в российских банках. Как ожидается, в 2008 году доля автомобилей, покупаемых в кредит, перейдет отметку в 50% - в 2006 году она составляла лишь 25%.
Общий объем продаж машин за 2007 год составил 17 млрд долларов. Для сравнения, годом ранее было продано автомобилей на 9 млрд долларов, сообщает Центральный банк.
Другой фактор, который теоретически мог бы остановить покупателей - высокая инфляция - пока не оказывает на ситуацию значительного влияния. Все больше россиян предпочитает купить машину, а не квартиру - цены на рынке недвижимости очень высоки.
Сегодняшние покупатели более придирчивы, рассказывает Анна Трофимова, пресс-секретарь независимой сети автосалонов Major Auto. "Среднестатистический покупатель автомобиля стал более информированным и разборчивым", - указывает она.
Но рынок настолько горячий, что покупатели, рассчитывающие на определенный бюджет, нередко меняют решение о том, какую модель покупать, в зависимости от того, что есть в наличии.
"Россияне на рынке бюджетных моделей часто предпочитают купить аналог от другой компании, если его можно получить быстрее", - рассказывает Иван Бончев, аналитик компании Ernst&Young в области автомобильной индустрии.
Нехватка машин и очереди длиной в год порождают ситуации, напоминающие о советских временах. Процветает серый рынок по продаже мест в очередях, появляются тайные расценки на немедленное получение машины.
На неофициальном российском интернет-форуме, посвященном Honda Civic, будущие покупатели обсуждают размеры взятки, которую нужно заплатить, чтобы побыстрее получить автомобиль. Если верить пользователям сайта, продавцы тайно берут до 10% от стоимости машины, в зависимости от цвета и дополнительной комплектации. Люди, не желающие платить взятки, используют картинки с обратным отсчетом дней до получения машины и ведут дискуссии, которые очень похожи на разговоры будущих мам.
Автосалоны все чаще используют "получение немедленно" в рекламе для привлечения клиентов. А некоторые покупатели усматривают в сложившейся ситуации возможность заработать. "Существуют клиенты, которые покупают особенно дефицитные машины только для того, чтобы их перепродать" и получить доход, говорит Анна Трофимова из Major Auto.
Три иностранные модели из числа самых популярных собирают в России - это Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Зарубежные производители борются за возможность отхватить кусок рынка, создавая новые сборочные заводы на территории страны.
Доля российских моделей на внутреннем рынке неуклонно снижается начиная с 2003 года и, по данным PricewaterhouseCoopers, продолжит сокращаться. За первую половину 2008 года продажи российских моделей выросли на 27% по сравнению с аналогичным периодом год назад и достигли уровня в 380 тыс. Но одновременно увеличивается сборка иностранных моделей в России: в первой половине нынешнего года собрано 290 тыс. машин (за аналогичный период 2007 года - 205 тыс.)
Продажи новых иномарок выросли на 54% и составили 785 тыс. единиц. Одновременно импорт подержанных машин вырос до 190 тыс.
Бюджетные машины обычно предпочитают те, кто покупает первый автомобиль, или те, кто переходит на иномарку с российской машин, поясняет Бончев. По данным "Автостата", покупатели первых машин сейчас составляют до 25%, однако все больше семей приобретает второй или даже третий автомобиль - в том числе машины для взрослых детей или жен, которые не ездят на работу. Это приводит к увеличению продаж определенных моделей.
Примерно у 20% российских семей более одной машины, говорит Сергей Удалов, аналитик "Автостата". По его словам, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах этот процент существенно выше.
"Если первая семейная машина - это обычно седан C-класса, то второй машиной может стать или B-класс, или более крупный автомобиль вроде внедорожника", на котором ездят за город или в плохую погоду, рассказывает Удалов. В среднем автомобилисты меняют транспортное средство раз в три года, добавляет он.
В целом россияне готовы тратить на машины больше, чем покупатели из развитых стран, говорит Бончев. Одно из отличий российского рынка состоит в том, что 40% покупателей новых машин выбирают модели со всеми доступными дополнениями, и лишь 5% предпочитают базовую заводскую комплектацию.
Расход топлива, как говорит Бончев, обычно не играет главной роли в выборе.
Кроме того, россияне при покупке машины обычно ориентируются на самые престижные модели, говорит Трофимова.
Как рассказывает Анна Платонова, купившая в свое время Honda Civic, первым ее автомобилем был подержанный Peugeot - на нем она училась водить. С тех пор она перепробовала четыре модели, меняя машину каждую пару лет, обычно через автосалон. Недавно она продала Civic и приобрела взамен джип Infinity.
"Я равнялась на джип своего мужа, у которого Mercedes, чтобы он был готов иногда меняться машинами, - объясняет женщина. - А Civic был совершенно несерьезным".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях